Социальные проекты в сфере физической культуры как способ реализации государственной молодежной политики

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент Д.Ю. Нархов1
Кандидат социологических наук, доцент Е.Н. Нархова1
1Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель исследования – выяснить мотивированность и векторы активности молодежи в сфере ЗОЖ, физической культуры и спорта в рамках федеральных грантовых кампаний как технологии социального инвестирования.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ документов и информационных материалов ФАДМ «Росмолодежь» (информация для участников грантовых конкурсов, информация для экспертов, приказы о победителях, информация о наиболее успешных практиках), контент-анализ заявок участников конкурсов вузов, физических лиц, определенных для экспертной оценки.
Результаты исследования и выводы. Отмечено, что степень участия и качество заявок грантовых конкурсов выступает как опосредованный индикатор условий и мотивированности молодежи к занятиям физической культурой и спортом, а содержание проектов раскрывает их наиболее востребованные формы. Показаны типичные формулировки успешных проектов и размеры грантовой поддержки.
Авторы делают вывод о том, что технология грантовой поддержки социально значимых инициатив молодежи и студентов является эффективным способом здоровьесбережения молодежи и студенчества: параллельно с федеральными и региональными программами развития физической культуры, реализуемыми по линии Минспорта, молодежь активно участ­вует в развитии физкультурно-спортивной инфраструктуры, реализации спортивных мероприятий, развитии новых, отвечающих ее запросам видов физкультурно-спортивной деятельности.
Вместе с тем грантовые конкурсы позволяют четко выявить географию социальных инициатив, соотнести данные с материалами профильных органов власти и тем самым уточнить уровень развития массового и доступного спорта в регионах.

Ключевые слова: социальная инициатива, молодежь, студенты, спорт, физическая культура, грантовая поддержка, государственная молодежная политика.

Литература

  1. Вечно зеленые: нужно ли сдвигать верхнюю границу возраста для молодежи // Москва-24 [сайт. Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/16072020/156877?fbclid=IwAR0Qk4v... qQolRlUgbSpVhVKKqVidUKZ_2yOcxjCPp3BeQI8No (дата обращения 17.08.2020).
  2. Дубкова Е.С. Значение физической культуры и спорта в жизни студентов РУТ (МИИТ) / Е.С. Дубкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 10 (152). – С. 51-54.
  3. Коновалова М.П. Физическая культура в профессиональной подготовке студенческой молодежи / М.П. Коновалова, В.Я. Шклярук. – Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 160 с.
  4. Молодежь и молодежная политика: новые смыслы и практики / Серия «Демография. Социология. Экономика». Т. 5. – № 1 / Под ред. чл.-корр. РАН С.В. Рязанцева, д.с.н., Т.К. Ростовской, д.с.н., Ю.А. Зубок. – М.: Изд-во «Экон-информ», 2019. – 325 с.
  5. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №  2403-р.
  6. Пешкова Н.В. Прогностический потенциал образовательного пространства университета в развитии студенческого спорта / Н.В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – №  5. – С. 92–96.
  7. Пономарев А.В. Тренды в молодежной политике в зеркале социальных наук и технологий: монография / А.В. Пономарев [и др.]; под общ. ред. д-ра пед. наук А.В. Пономарева, канд. филос. наук Н.В. Поповой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. – 260 с.
  8. Теория и практика устойчивого ценностно-позитивного развития молодёжи: коллективная монография под ред. С.В. Тетерского, Т.К. Ростовской. – М.: Перспектива, 2016. – 280 с.