Содержание физическоговоспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья в экономическом вузе

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Е. Симина1
Д.А.О. Фарзалиев1
В.А. Прошкина1
Кандидат педагогических наук А.Л. Юрченко2
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности модели физического воспитания студентов с отклонениями в состоянии здоровья.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие студенты специальной медицинской группы (СМГ) 1-го курса (n=40) РЭУ им. Г.В. Плеханова (Москва). В экспериментальной группе (ЭГ) занятия проходили по разработанной методике с использованием ИКТ и цифровых технологий, в контрольной группе (КГ) – по рабочей программе вуза для студентов СМГ.
Результаты исследования и выводы. В ЭГ по сравнению с КГ с помощью MS FIT зафиксировано повышение функциональных возможностей: результаты выносливости улучшились в ЭГ с 5,85 до 8,13 балла, в КГ – с 5,88 до 6,90 балла; выявлена положительная динамика в состоянии отделов позвоночного столба в ЭГ с 5,43 до 9,25 балла. При сравнении характеристик физической подготовленности у студентов ЭГ по сравнению с КГ отмечены достоверные улучшения во всех контрольных упражнениях.
Практическая реализация модели физического воспитания студентов СМГ способствовала повышению функциональных возможностей и совершенствованию физических качеств у студентов ЭГ, укреплению здоровья и успешной социальной адаптации в образовательной среде вуза.

Ключевые слова: студенты с отклонениями в состоянии здоровья, физическое воспитание, адаптивная физкультурно-образовательная среда, моделирование.

Литература

  1. Андрющенко Л.Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы: учебник под редакцией С.И. Филимоновой / Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимонова, Г.Б. Глазкова и др. – М.: Изд-во: ООО «Русайнс», 2020. – 356 с.
  2. Глазкова Г.Б. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы: компетентностный подход: монография / Г.Б. Глазкова, О.В. Мамонова, Д.В. Грачева и др. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2020. – 160 с.
  3. Грачева Д.В. Роль физической культуры и спорта в социализации личности / Д.В. Грачева, К.А. Птицына // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами, 2018. – С. 107-111.
  4. Мамонова О.В. Новые педагогические подходы в физическом воспитании обучающихся с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова, С.И. Филимонова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 2. – С. 48-50.
  5. Пуховская М.Н. Антидопинговая культура в системе культуры личности / М.Н. Пуховская, Л.Б. Андрющенко // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 4 (72). – С. 12-14.
  6. Пуховская М.Н. Методическое обеспечение исследований, направленных на борьбу с допингом / М.Н. Пуховская // В сборнике: Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы Всерос. научно-практ. конфер. с межд. участием, 2020. – С. 451-455.
  7. Эльмурзаев М.А. Культуросозидающий потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, И.А. Панченко // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С 102-104.