Проектирование состязательно-игровых традиций русского народа в физическом воспитании студентов вуза

Фотографии: 

ˑ: 

В.В. Пономарев
Доктор педагогических наук, профессор
О.В. Лимаренко
Кандидат педагогических наук, доцент
А.В. Яцковский, Д.С. Приходов
Аспиранты Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

Ключевые слова: национальные состязательные традиции русского народа в физическом воспитании молодежи, единоборства, кулачный бой, пляски с играми, рукопашные упражнения.

Введение. Современное образование предъявляет все более высокие требования к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, требует от молодежи больших психофизических затрат. Все это в целом отрицательно сказывается на общем состоянии здоровья молодежи, ее физической готовности. В то же время действующая программа физического воспитания молодежи в вузе в недостаточной степени мотивирует студентов на занятия физической культурой и спортом, поддержание и укрепление физического здоровья в процессе профессионального обучения в учебном заведении.

Важным педагогическим направлением активизации молодежи на занятия физической культурой и спортом, а также взаимосвязи с формированием исторической культуры являются состязательно-игровые традиции русского народа в физическом воспитании молодого поколения [4, 1].

У русского народа обширное культурное, воспитательное и образовательное наследие, которое необходимо сохранять и бережно передавать последующим поколениям. Богатое наследие русского народа имеется и в физическом воспитании молодого поколения, основанном на состязательно-игровых традициях, подготовке молодежи к будущей жизнедеятельности. Знакомство молодежи с традициями физического воспитания русского народа позволит мотивировать их на занятия спортом и прививать культуру состязательно-игровых традиций телесной закалки древних славян. В своей работе мы предлагаем адаптированную программу, основанную на состязательно-игровых традициях русского народа в физическом воспитании студентов вуза. В основу данной программы положены физические упражнения и игры на природе славянских народов: кулачные и рукопашные состязания, упражнения с различными предметами (меч, палка, веревка и т. д.), плясовые элементы и др. Все это в целом позволяет не только мотивировать студентов на занятия спортом, укрепление и поддержание физической готовности, но и формировать культуру укрепления физического здоровья на основе состязательно-игровых традиций русского народа [2, 3, 7].

Литература

  1. Демин М.В. Труд и игры как виды и аспекты человеческой деятельности / М.В. Демин // Вестник Моск. ун-та, Сер. 7, Философия. – 1983. – № 1. – С. 44-49.
  2. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов / В.П. Красильников. –  Екатеринбург, 2002. – С. 97-103.
  3. Маркелов А.В. Роль танца и народной игры в разучивании двигательных действий в спортивных единоборствах / А.В. Маркелов // Современные проблемы физической культуры, спорта, адаптивной физической   культуры, безопасности жизнедеятельности и оздоровления: Сб. статей Всерос. итоговой студенческой научно-практ. конф. – Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2008. – С. 43-44.
  4. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта / Пер. с чешск. / В. Оливова – М.: Физкультура и спорт, 1985.  – С. 180-200.
  5. Пономарев В.В. Состязательно-игровая технология в физическом воспитании студентов в вузе / В.В. Пономарев // Материалы научно-практ. конф. – Усть-Илимск, 2011. – С. 61-65.
  6. Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев. – СПб., 1996. – С. 146-152.
  7. Савчук А.Н. Использование традиций физического воспитания русского народа в вузах / А.Н. Савчук // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск: ТГПУ, 2009. – С. 68-71.

Информация для связи с автором:
kf.val.i.fk@mail.ru, тел. 89130368792
Поступила в редакцию 15.11.2013 г.