Система здоровьесберегающего сопровождения педагогического процесса в современном вузе

Фотографии: 

ˑ: 

В.И. Трухачев
Ректор Ставропольского государственного аграрного университета, доктор сельскохозяйственных наук, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАСХН, заслуженный деятель науки Российской Федерации
С.И. Тарасова
Доктор педагогических наук, профессор
Е.В. Таранова
Кандидат педагогических наук, доцент
В.С. Скрипкин
Кандидат ветеринарных наук, доцент Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, здоровьесберегающие технологии, здоровьесбережение, здоровьесберегающее сопровождение, здоровье студентов.

Введение. Современный этап развития высшего образования в России ставит проблему охраны и укрепления здоровья студентов как одну из самых ключевых для нашего общества. На значимость системы образования в сохранении здоровья детей и подростков указывают многие российские и зарубежные ученые. Так, идеи здоровьесбережения в психологии и педагогике развивались В. А. Ананьевым, И. И. Брехманом, Г. К. Зайцевым, Г. С. Никифоровым, В. П. Петленко, Н. К. Смирновым, Л. Г. Татарниковой, М. Г. Колесниковой, Г. Спрунгер, Д. Фроули, Е. И. Холодковым и др.

Однако здоровьесберегающие технологии рассматриваются чаще всего в ракурсе дошкольной и школьной образовательных систем либо анализируются исключительно медико-физиологические аспекты взрослого человека. До настоящего времени серьезные попытки создания методологически обоснованной и эмпирически апробированной модели здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования предпринимались в диссертационных исследованиях Е. И.Глебовой [1], Г. П. Мещеряковой [4], Д. С. Сомова [5] и др.

В данных работах подходы к организации обучения в высших образовательных учреждениях основываются на принципе: процесс обучения влияет на здоровье обучающихся. К числу существенных факторов, детерминирующих здоровье студентов, следует отнести: синхронное наблюдение за несколькими модифицирующимися во времени процессами или освоение множества предметов за короткий срок; динамичное переключение с одного предмета на другой; восприятие и переосмысление многообразной и многочисленной информации; значительный дефицит времени для освоения информации и принятия важных решений; чувство ответственности за выбираемые решения и постоянное состояние нервно-психического напряжения; необходимость продолжительного сохранения интенсивности познавательных процессов личности; выполнение значительного объема работы в вечернее и ночное время; малые подвижность и двигательная активность обучающихся (работа выполняется сидя и не предполагает физических усилий).

Литература

  1. Глебова Е.И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: дис. … канд. пед. наук / Е.И. Глебова. – Екатеринбург, 2005. – 182 с.
  2. Лобейко Ю.А. Современные технологии здоровьесбережения в системе высшего профессионального образования: учеб. пособие / Ю.А. Лобейко, С.И. Тарасова, Е.В. Таранова, С.В. Русинова. – Ставрополь: изд-во «Агрус», 2005.– 200 с.
  3. Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка первокурсников в вузе: учеб. пособие / Ю.А. Лобейко, Е.В. Таранова, С.В. Русинова. – Ставрополь: изд-во «Агрус», 2007. – 236 с.
  4. Мещерякова Г.П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: дис. … канд. пед. наук / Г.П. Мещерякова. – Ставрополь, 2006. – 190 с.
  5. Сомов Д.С. Теория и методология реализации здоровьесбережения в условиях современного вуза: дис. … докт. пед. наук / Д.С. Сомов. – М., 2007. – 399 с.

 

Информация для связи с автором: vvs_stv@mail.ru

Поступила в редакцию 15.11.2013 г.