Соответствие должностей и видов деятельности в профессиональном стандарте «Тренер» квалификационным требованиям отрасли «Физическая культура и спорт»

Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Николаева1
Кандидат педагогических наук Е.А. Лубышев1
Кандидат педагогических наук А.А. Красильников1
1Московский городской педагогический университет, Москва

Цель исследования – сравнительный анализ профессиональных и образовательных стандартов в контексте их гармонизации и сопряжения.
Методика и организация исследования. Производился анализ содержания профессиональных стандартов на предмет их соответствия законодательным актам, нормативным документам, а также сопряжение их с профессиональными областями и видами деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Результаты исследования и выводы. Наименование должностей и функции им соответствующие должны быть сопряжены с видами деятельности и профессиональными областями сферы ФКиС. Особенностью современного профессионального стандарта «Тренер» является многообразие наименований должностей, наблюдаются должности с одинаковыми названиями, но разными функциями и уровнем квалификации. При разработке профессионального стандарта «Тренер» предлагается руководствоваться соответствующими должности тренера функциями области и видами деятельности в сфере ФКиС, привести к единообразию должности в соответствии с видами деятельности и профессиональными областями отрасли ФКиС и основными нормативными документами.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалификационная характеристика, деятельность тренера, профессиональное образование, профессиональные компетенции, профессиональные области.

Использованная литература

  1. Валюженич М.В. Нормативно-правовое обеспечение построения содержания профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / М.В. Валюженич, Н.И. Николаева, В.А. Родионов // Профильная школа. – 2015. – Т. 3. – №5. – C. 34-40.
  2. Закиров Ф.Х. Фитнес-трекеры на уроках физической культуры: примеры и перспективы / Ф.Х. Закиров, А.А. Красильников, Е.А. Лубышев. – Московский экономический журнал. – 2020. – № 4 – С. 63.
  3. Красильников А.А. Факторы, побуждающие членов педагогического коллектива к инновационной деятельности / А.А. Красильников // Матер. V Междунар. науч.-практ. конф. «Образование. Наука. Культура»: сб. научных статей под ред. Б.В. Илькевича. – Гжель, 2013. – С. 589-596.
  4. Лубышев Е.А. Ценностные ориентации в области физической культуры и проблемы их формирования в молодежной среде / Е.А. Лубышев, А.А. Красильников, Ф.Х. Закиров // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сб. статей по материалам X науч.-практ. конф. с междунар. участием. – 2020. – С. 288-294.
  5. Николаева Н.И. Анализ соответствия профессионального стандарта «Тренер» нормативно-правовым актам и квалификационным требования / Н.И. Николаева, А.П. Матвеев, М.В. Еремин // Теория практика физ. культуры. – 2016. – № 6. – С. 9-11.