Роль субъектности в процессе обучения технике двигательных действий

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Ерегина
Центр междисциплинарных исследований Сахалинского государственного университета, Южно-Сахалинск

Цель исследования – теоретически обосновать критерии проявления субъектности в обучении двигательным действиям.
Методика и организация исследования. В работе изучены подходы к традиционному обучению двигательным действиям, рассмотрен процесс обучения с точки зрения субъектности, определены критерии проявления субъектности в процессе обучения техническим действиям.
Результаты исследования и выводы. На основе системного подхода были определены познавательные процессы в обучении двигательным действиям. У обучаемых активизируются ощущение, восприятие, представление, воображение и другие процессы, влияющие на «телесное» познание техники выполнения конкретного двигательного действия. Процесс восприятия при изучении техники двигательных действий характеризуется использованием готовых форм чужого двигательного опыта. Формирование представлений о двигательном действии у ученика складывается из анализа впечатлений и мышечных ощущений. Анализ мышечных ощущений при выполнении движений помогает воспринимать слитно конкретные впечатления. Анализ ассоциированных ощущений проводится на основе повторения движений и характеризуется тем, что человек «впервые встречается с самим собой». Это связано с отделением в ощущении всего субъективного. Именно такой подход является началом «самоощущения». Самоощущение – это ощущение в себе каких-либо качеств и свойств. Заучивание движений, когда все элементарные движения рук, ног, туловища, головы, а также комбинированные движения становятся подчинены воле только после того, как они заучены. На формирование опытного знания влияет умственное развитие человека, заключающееся в умножении числа мыслимых сопоставлений движений друг с другом и в символизации объектов мышления.
Разработанные критерии проявления субъектности в процессе обучения технике двигательных действий требуют изучения с учетом специфики видов спорта. Такой подход возможен к реализации со спортсменами различного возраста, что будет способствовать саморазвитию их личности и повышению интереса к занятиям избранным видом спорта.

Ключевые слова: обучение, субъектность, внимание, двигательная память, логическое мышление.

Литература

  1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген, М.В. Боген // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 4. – С. 78-96.
  2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. Ю.Ф. Курамшина / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. – С. 92-100.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность: учеб. пособие / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с.
  4. Сеченов И.М. Очерк рабочих движений человека: Систематическое изучение мышечных движений / И.М. Сеченов. – М.: ЛЕНАНД, 2016. – 146 с.
  5. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга: Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы / И.М. Сеченов. – М.: ЛЕНАНД, 2019. – 128 с.
  6. Сеченов И.М. Элементы мысли: Впечатления и действительность / И.М. Сеченов / Под ред. К.Х. Кекчеева. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. – 224 с.
  7. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль / М.Г. Ярошевский. – М.: ЛЕНАНД, 2020. – С. 347-352.