Информативные показатели отбора детей в группы начальной подготовки по спортивному ориентированию

Кандидат педагогических наук, доцент Д.С. Якушев1
1Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Цель исследования – определить и научно обосновать критерии отбора детей в группы начальной подготовки по спортивному ориентированию.
Методика и организация исследования. Для обоснования ведущих разносторонних характеристик, определяющих структуру и содержание первичного отбора мальчиков 8-9 лет для занятий спортивным ориентированием, в рамках исследования проведен факторный анализ отдельных комплексных компонентов интегральной подготовленности ориентировщиков, позволяющий сформировать основные методические рекомендации по дальнейшей оптимизации спортивного отбора и тренировочного процесса детей 8-9 лет на этапе начальной подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение. Факторный анализ показал, что первичный отбор детей 8-9 лет для занятий спортивным ориентированием на этапе начальной подготовки должен опираться на оценку наиболее информативных морфологических (13,8%) и психофизиологических (15,6%) характеристик организма детей, а также специальных физических (25,1%) и интеллектуальных (19,8%) способностей. Морфологическую информационную модель юного ориентировщика 8-9 лет составляют показатели: длины и массы тела; длины нижних конечностей; длины бед­ра, голени; обхвата плеч; мышечной и жировой массы. Физическая информационная модель определяется контрольными упражнениями, характеризующими в первую очередь уровень развития общей и специальной выносливости. Наиболее значимыми для отбора юных спортсменов-ориентировщиков являются показатели уровня развития специальной выносливости, которые способствуют поддержанию высокого темпа бега в процессе преодоления соревновательной дистанции. Функциональная и психофизиологическая информационная модель ориентировщика 8-9 лет определяется прежде всего деятельностью сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. При определении уровня интеллектуальной работоспособности необходимо учитывать показатели пространственного восприятия направления.

Ключевые слова: спортивный отбор, морфологические, интеллектуальные, функциональные, психофизиологические, функциональные, физические характеристики, начальная подготовка, спортивное ориентирование.

Литература

  1. Губа В.П. Ещё раз об индивидуальном подходе в спортивно-педагогических исследованиях / В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 9. – С. 66.
  2. Губа В.П. Методы математической обработки спортивно-педагогических исследований: учебно-метод. пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. – М.: Человек, 2015. – 288 с.
  3. Губа В.П. Спортивная морфология: учебник / В.П. Губа, В.Н. Чернова. – М.: Спорт, 2020. – 324 с.
  4. Губа В.П. Теория и методика современных спортивных исследований: монография / В.П. Губа, В.В. Маринич. – М.: Спорт, 2016. – 232 с.
  5. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.