Составление композиций в художественной гимнастике с учетом вариативности физической нагрузки

ˑ: 

Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Мартиросова1
Доктор педагогических наук, доцент М.Г. Янова2
Е.Д. Кондрашова1
1Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, Красноярск
2Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Цель исследования – совершенствование скоростно-силовой подготовки спортсменок в художественной гимнастике на основе вариативности физической нагрузки при выполнении прыжковых движений.
Методика и организация исследования. Авторами определено, что одним из показателей успешного выступления гимнасток на соревнованиях является совершенствование скоростно-силовых качеств, которое формирует скоростно-силовую подготовленность гимнастки и отвечает за высоту прыжков в исполняемой композиции. Из этого следует, что композиция гимнастки должна быть составлена с учетом вариативности физической нагрузки, т.е. определения оптимальных сочетаний элементов (танцевальные шаги, повороты, прыжки, волны, акробатические элементы) в структуре основных движений.
Результаты исследования и выводы. В качестве основных средств совершенствования скоростно-силовой подготовленности гимнасток применялись упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений ног: различного рода прыжки (легкоатлетического характера, гимнастические и др.), скоростные перемещения циклического характера, ряд действий в различных играх, совершаемых в короткое время с высокой интенсивностью (выпрыгивание, ускорение), и т.д. Средствами силовой тренировки ног гимнасток послужили упражнения как целостного, так и локального воздействия. К средствам совершенствования скоростно-силовой подготовленности гимнасток относили также те, которые действуют избирательно, целенаправленно, укрепляя отдельные мышцы или мышечные группы ног при относительно небольшой нагрузке на весь организм с вовлечением в работу одной или двух конечностей.

Ключевые слова: художественная гимнастика, скоростно-силовая подготовленность, специальная работоспособность, прыжки, композиция.

Литература

  1. Андреева В.Е. Сопряженное развитие гибкости и скоростно-силовых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике / В.Е. Андреева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 2 (60). – С. 19-23.
  2. Гилев Г. Формирование рациональных межмышечных координационных связей в циклических локомоциях / Г. Гилев // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. – М., 1998. – Т. 1. – С. 45-46.
  3. Ляшко Г.И. К вопросу о скоростно-силовой подготовленности пловца / Г.И. Ляшко, Г.А. Гилев // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – № 6. – С. 28-30.
  4. Мартиросова Т.А. Основы учебно-тренировочного процесса по художественной гимнастике: теоретические и практические аспекты: учеб. пособие. СибГУ им. М.Ф. Решетнева / Т.А. Мартиросова. – Красноярск, 2019. – 140 с.
  5. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 223 с.
  6. Сибгатулина Ф.Р. Прыжковая подготовленность «художниц»: характеристика параметров / Ф.Р. Сибгатулина // Соискатель-приложение к журналу «Мир транспорта». – 2004. – Т. 01. – С. 129-134.
  7. Терехина Р.Н. Объективизация технической ценности элементов художественной гимнастики как фактор успешности многолетней подготовки спортсменок / Р.Н. Терехина [и др.] // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 10. – С. 66-69.