Дифференцированная скоростно-силовая подготовка игроков футбольных академий на основе силовых тренажеров

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1
П.В. Макеев2
1Московский государственный областной университет, Мытищи, Московская область
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – определить эффективность дифференцированной скоростно-силовой подготовки игроков футбольных академий на основе силовых тренажеров.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2017-2020 гг. на базе спортивной академии ФК «Локомотив» (г. Москва). Дифференцированная методика развития скоростно-силовых способностей футболистов с помощью силовых тренажеров реализовывалась в подготовительном периоде годичного тренировочного цикла.
Для развития силовых и скоростно-силовых способностей использовались следующие упражнения: «Приведение ног в положении сидя»; «Отведение ног в положении сидя»; «Разгибание голени в положении сидя»; «Сгибание голени в положении лежа на животе»; «Вертикальная тяга руками вниз в положении сидя»; «Жим ногами в положении лежа»; «Приведение и отведение рук»; «Сгибание и разгибание туловища на наклонной скамье».
Контроль уровня развития силовых способностей футболистов проводился методом тензодинамометрии, что позволило выявить не только максимальные значения силы мышечных групп, выполняющих значительную нагрузку в игре, но и оценить скоростно-силовой потенциал, выражающийся градиентом силы.
Результаты исследования и выводы. Проведенные динамометрические исследования показали, что силовые способности игроков футбольной академии «Локомотив» (г. Москва) активно развиваются как в процессе естественного онтогенеза, так и под воздействием целенаправленных тренировочных воздействий. Интенсивное увеличение максимальной силы и градиента силы в различные возрастные периоды дает возможность управлять их развитием и повышать функциональные возможности организма, обеспечивая рост спортивного мастерства.

Ключевые слова: футбольная академия, скоростно-силовая подготовка, дифференцированный подход, силовые тренажеры, игровое амплуа.

Литература

  1. Абрамов Е.Е. Дифференцированный подход к построению тренировочных нагрузок футболистов учебно-тренировочных групп: дис. ... канд. пед. наук / Е.Е. Абрамов. – Малаховка, 2006. – 134 с.
  2. Антипов А.В. Европейский опыт организации тренировочной деятельности в отечественных футбольных академиях / А.В. Антипов // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 10. – С. 98.
  3. Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов: учебно-метод. пособие / В.П. Губа, А. Стула. – М.: Человек, 2015. – 184 с.
  4. Губа В.П. Футбол: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков. – М.: Спорт, 2018. – 660 с.
  5. Иванов Н.В. Дифференцированный подход к развитию двигательных способностей футболистов учебно-тренировочных групп / Н.В. Иванов // Ученые записки университета им. П.Ф.  Лесгафта. – 2015. – № 1 (119). – С. 86-90.
  6. Макеев П.В. Скоростно-силовая подготовка футболистов 14-15 лет различных соматических типов и игровых амплуа на основе использования силовых тренажеров: дис. ... канд. пед. наук / П.В. Макеев. – М., 2020. – 140 с.
  7. Николаев А.Ю. Развитие скоростно-силовых способностей у юных футболистов / А.Ю. Николаев, И.Е. Коновалов // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. – Казань, 2015. – С. 291-293.
  8. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общ. ред. В.П. Губы. – М.: Спорт, 2015. – 208 с.