Проектирование интегральной системы оценки спортивно одаренных детей

Проектирование интегральной системы оценки спортивно одаренных детей

ˑ: 

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Д. Неверкович1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1
А.В. Назаров2
В.В. Данилов2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (АНО «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»), Москва

Цель исследования – обосновать эффективность интегрального тестирования талантливых детей и их отбора в конкретные спортивные секции проводимого в рамках проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ».
Результаты исследования и выводы. Традиционно в систему комплексного тестирования входят педагогический, биомеханический, медико-биологический и психологический контроль, однако, как правило, не в полном комплексе получаемых результатов, а выборочной системе. Инновационный проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» объединяет все перечисленные актуальные методики тестирования, а также использует современное сертифицированное оборудование для определения функционального состояния детей, склонности индивида к определенным типам физической нагрузки.
Инновационная площадка «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» охватывает 8 субъектов Российской Федерации, среди них Калининградская область, Краснодарский край, Ростовская область, Московская область, г. Санкт-Петербург, Самарская область, Омская область и Приморский край. В процессе комплексных исследований по состоянию на 1 сентября 2020 г. уже протестировано 19 967 детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Перспективами данного проекта служит не только высокая эффективность и разнообразие выбранных методик, применяемых в исследовании, но и различный возрастной охват исследуемого контингента, а также постепенное расширение границ инновационной площадки «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» в сторону современных и не только спортивных технологий.

Ключевые слова: спортивный отбор, дети, комплексное тестирование, физические качества, функциональные возможности, антропометрические исследования, медико-биологические параметры.

Литература

  1. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.П. Губа. – М., 1997. – 50 с.
  2. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): научно-метод. пособие / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2012. – 384 с.
  3. Губа В.П. Спортивная морфология: учебник / В.П. Губа, В.Н. Чернова – М.: Спорт, 2020. – 324 с.
  4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
  5. Двейрина О.А. Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификация видов спорта, требования к физическим качествам, «батерея» тестов / О.А. Двейрина, С.Е. Бакулев, Ю.Ф. Курамшин и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – Санкт-Петербург, 2019. – № 12 (178). – С. 82–89.
  6. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: учебник / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.
  7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.
  8. Назаров А.В. Алгоритм комплексного информационного обеспечения и оптимизации системы тестирования при выборе индивидом избранного вида спорта / А.В. Назаров, Д.В. Лезов, В.В. Данилов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 5. – С. 31-34.