Проектирование интегральной системы оценки спортивно одаренных детей

Академик РАО, доктор педагогических наук, профессор С.Д. Неверкович1
Доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа1
А.В. Назаров2
В.В. Данилов2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Автономная некоммерческая физкультурно-спортивная организация «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» (АНО «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ»), Москва

Цель исследования – обосновать эффективность интегрального тестирования талантливых детей и их отбора в конкретные спортивные секции проводимого в рамках проекта «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ».
Результаты исследования и выводы. Традиционно в систему комплексного тестирования входят педагогический, биомеханический, медико-биологический и психологический контроль, однако, как правило, не в полном комплексе получаемых результатов, а выборочной системе. Инновационный проект «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» объединяет все перечисленные актуальные методики тестирования, а также использует современное сертифицированное оборудование для определения функционального состояния детей, склонности индивида к определенным типам физической нагрузки.
Инновационная площадка «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» охватывает 8 субъектов Российской Федерации, среди них Калининградская область, Краснодарский край, Ростовская область, Московская область, г. Санкт-Петербург, Самарская область, Омская область и Приморский край. В процессе комплексных исследований по состоянию на 1 сентября 2020 г. уже протестировано 19 967 детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Перспективами данного проекта служит не только высокая эффективность и разнообразие выбранных методик, применяемых в исследовании, но и различный возрастной охват исследуемого контингента, а также постепенное расширение границ инновационной площадки «СТАНЬ ЧЕМПИОНОМ» в сторону современных и не только спортивных технологий.

Ключевые слова: спортивный отбор, дети, комплексное тестирование, физические качества, функциональные возможности, антропометрические исследования, медико-биологические параметры.

Литература

  1. Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф. дис. … докт. пед. наук / В.П. Губа. – М., 1997. – 50 с.
  2. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход): научно-метод. пособие / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2012. – 384 с.
  3. Губа В.П. Спортивная морфология: учебник / В.П. Губа, В.Н. Чернова – М.: Спорт, 2020. – 324 с.
  4. Губа В.П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта / В.П. Губа. – М.: Советский спорт, 2008. – 304 с.
  5. Двейрина О.А. Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификация видов спорта, требования к физическим качествам, «батерея» тестов / О.А. Двейрина, С.Е. Бакулев, Ю.Ф. Курамшин и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта – Санкт-Петербург, 2019. – № 12 (178). – С. 82–89.
  6. Дорохов Р.Н. Спортивная морфология: учебник / Р.Н. Дорохов, В.П. Губа – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.
  7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.
  8. Назаров А.В. Алгоритм комплексного информационного обеспечения и оптимизации системы тестирования при выборе индивидом избранного вида спорта / А.В. Назаров, Д.В. Лезов, В.В. Данилов и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 5. – С. 31-34.