Олимпизм как смысловое ядро агонального процесса и его исторические варианты

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор философских наук, профессор Н.Н. Визитей
Государственный университет физического воспитания и спорта Молдовы, Кишинев

Ключевые слова: агональность, олимпизм, спортивные соревнования.

Агон, как известно, греческое слово. Агон – это борьба, состязание. Неудержимое стремление к соперничеству пронизывает все сферы социального существования античного грека, является основой его самоидентификации и самоутверждения, которые имеют здесь отчетливо выраженные внешние формы. «Единство человека и его самосознания у грека, – говорит М. Бахтин, – было чисто публичным; человек был весь вовне, причем – в буквальном смысле слова» [1].

Существенно, что при этом сама агональность понимается греком глубоко метафизически: это не просто внешняя форма происходящего, а его внутренняя суть – как на межличностном, так и на космологическом уровне, причем именно первое представление, по свидетельству Ф. Ницше, выступает основой для второго: «Идея состязания отдельных греков и государств перенесена здесь в область общих представлений… так что отныне ею вращаются колеса мира» [7].

Жизнь мира в целом, его движение – это состязание антагонистически противостоящих друг другу определенных базисных начал; в частности, у Эмпедокла – это «Филия» (Любовь) и «Нейкос» (Вражда). Принципиально важно, что из борьбы, а именно в ней, как отмечает Ф. Ницше, комментируя Гераклита, вечная справедливость, «возникает всякое становление» [8].

Литература

  1. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики / М. Бахтин. – М.: Искусство, 1978. – 284 с.
  2. Вивекананда С. Значение Вед для жизни индийцев // С. Вивекананда. Практическая Веданта. Избранные работы. – М., 1993. – С. 360-381.
  3. Гвардини Р. Конец нового времени / Р. Гвардини // Вопросы философии. – 1970. – № 5. – С. 121-142.
  4. Дюмулян Г. История Дзэн-Буддизма. Индия и Китай / Г. Дюмулян. – Санкт-Петербург: ОРИС, 1994. – 336 с.
  5. Кришнамурти Дж. Свобода от известного / Дж. Кришнамурти. – Киев: София, 1991. – 88 с.
  6. Кьеркегор С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1992. – 383 с.
  7. Ницше Ф. Ecce Homo. Как становятся самим собой // Ф. Ницше. Соч. в 2 т. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С. 693-769.
  8. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху / Ф. Ницше. – М.: Наука, 1994. – 280 с.
  9. Судзуки Т. Наука Дзен – Ум Дзен. Наставления по теории и практики Дзен / Т. Судзуки. – Киев: Пресса Украины, 1992. – 176 с.
  10. Тиллих П. Мужество быть / П. Тиллих. Избранное: Теология культуры. – М.: Юрист, 1995. – С. 7-131.
  11. Уайтхед А. Наука и современный мир / А. Уайтхед. Избранные работы по философии. – М.: Прогресс, 1990. – С. 56-271.
  12. Хайдеггер М. Наука и осмысление. Время и бытие. Статьи и выступления / М. Хайдеггер. – Санкт-Петербург: Наука, 2007. – С. 330-349.
  13. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / Й. Хейзинга. – М.: Прогресс, 1992. – 464 с.
  14. Шелер М. Положение человека в Космосе / М. Шелер. – М.: Прогресс, 1988. – С. 31-95.
  15. Шри Ауробиндо и Мать. Духовная эволюция человека / Шри Ауробиндо. – Одесса: Вести, Хаджебей, 1992. – 78 с.

Информация для связи с автором:
n.visit.n@mail.ru
Поступила в редакцию 16.11.2013 г.