Цифровая трансформация корпоративного спорта

Корпоративный спорт – новое социальное явление, которое подлежит осмыслению теоретиков и практиков. Тем не менее первые шаги к пониманию сущности и значению данного направления физкультурно-спортивного движения уже сделаны.
Под корпоративным спортом чаще всего понимается часть спорта, направленного на физическую подготовленность работающего взрослого населения, а также подготовку к физкультурным и спортивным мероприятиям, в том числе организованным в рамках компании или производственной организации.
Уже известно, что занятия корпоративным спортом позволяют работникам компаний повышать эффективность бизнеса, развивать творческие способности, сохранять здоровье. Спорт развивает личностные качества, потребность в постоянном совершенствовании, дисциплинирует в четкой постановке целей и стремлении их достижения. Доказано, что организация спорта внутри компании сокращает текучку персонала, растет его мотивация и вовлеченность в производственные интересы, нацеленность на результаты работы, что помогает сохранять лучшие кадры. Спорт выявляет лидеров в коллективе, которые, как правило, возглавляют различные стартапы, инновационные проекты, стремятся к реализации передовых технологий. Корпоративный спорт предоставляет возможности неформального общения работников компании во время тренировочных занятий. Наряду с этим сборная спортивная команда и ее участие в соревнованиях разного ранга позволяют сотрудникам развивать внешние контакты и создавать имидж компании.
Социологические опросы, проведенные среди руководителей компаний и производственных организаций, показывают, что успешное выступление спортивной команды на корпоративных соревнованиях повышает уровень сплоченности производственного коллектива в среднем на 25–30 % (W. Voushtsova, 2014). Данные, полученные в ходе социологических исследований, дают основание для актуализации поиска новых форм и способов развития корпоративного спорта внутри компании.
На сегодняшний день цифровизация спортивной деятельности – это новое технологическое решение массового вовлечения людей в систематические занятия спортом. Вектор цифровизации физкультурно-спортивного движения закреплен на государственном уровне в реализации проекта «Спорт – норма жизни», где задан ориентир – вовлечь к 2024 году в регулярные занятия спортом до 55 % граждан. Для решения проблем цифровизации в Минспорте РФ создан Департамент цифровой трансформации.
Цифровые технологии позволяют эффективно осуществлять сбор, обработку и передачу информации, качественно изменять методы и организационные формы подготовки как спортсменов высокого класса, так и любителей массового спорта, мотивируя их на ведение здорового образа жизни. Мобильные приложения в области физической культуры и спорта становятся неотъемлемой частью жизнедеятельности населения, помогают организовать режим дня, правильно питаться, эффективно выполнять индивидуальные тренировки. На базе веб-сайтов компаний и фитнес-платформ предлагаются индивидуальные программы спортивной подготовки, персонифицированный сервис, в рамках которого занимающиеся могут получить информацию о новинках спортивного оборудования, инвентаря, питания, методах самоконтроля за состоянием здоровья. К примеру, интеллектуальное оборудование, такое как высокотехнологичные шлемы, футболки, кроссовки, шорты, позволяет спортсменам разного уровня подготовленности в онлайн-режиме осуществлять контроль за своим состоянием, избегая перегрузок и травм.
Многие ученые и практики отмечают, что совместное и комплексное использование облачных технологий в физической культуре и спорте способствует преодолению географических, технологических, социальных барьеров в спортивной коммуникации, оперативно реагировать на проблемные ситуации в поисках эффективных решений.
Пример успешного применения информационно-технических средств в организации корпоративного спорта приведен авторским коллективом под руководством профессора Н. И. Дворкиной (Краснодар) в первой статье «Перспективы». Авторами представлена технология на основе веб-портала «Атлет гид», предназначенная для оказания информационной поддержки пользователям в вопросах планирования, организации, контроля и управления оздоровительно-тренировочным процессом. Содержание тренировочной программы было наполнено рекомендуемым объемом двигательной активности, комплексами упражнений и документами планирования (план-конспект занятия; план мезоцикла; годовой план-график). В разделах и подразделах веб-портала были размещены методические рекомендации о технике выполнения упражнений, способах самоконтроля и ведения здорового образа жизни, здорового питания, применения гигиенических факторов, использования средств восстановления и т. п.
Такой подход способствовал строгой регламентации тренировочной нагрузки и систематизации физкультурно-спортивной деятельности каждого пользователя. Разработанная цифровая технология позволила осуществить дифференцированный подход к каждому пользователю по индивидуальной маршрут-программе, учитывающей уровень физической подготовленности, состояние здоровья и специфику труда.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что цифровизация корпоративного спорта способствует большей доступности занятий физической культурой и спортом для людей, занятых трудовой деятельностью. В этом контексте использование электронных ресурсов значительно обогащает методическую составляющую физической подготовки, содействует быстрому продвижению наукоемких технологий, значительно расширяет социальное пространство корпоративного спорта.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.

Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессорЛ.И. Лубышева