Влияние мезоциклов скоростной направленности и игровых тренировок на уровень скоростных качеств футболистов категории U11

Фотографии: 

ˑ: 

Энриета Горникова1
Ладислава Долежаёва1
Кандидат педагогических наук Нина Кондратьева2
Доктор философских наук Антон Ледницки1
1Университет им. Коменского, Факультет физического воспитания и спорта Братислава, Словакия
2Московский педагогический государственный университет, Москва

Цель исследования – определение влияния 5-недельного развивающего мезоцикла, направленного на изменения уровня скоростных и скоростно-координационных способностей юных футболистов категории U11.
Методика и организация исследования. По программе исследования за экспериментальным мезоциклом следовал равный по времени (5 недель) период снижения нагрузки, в котором спортсмены участвовали в тренировках преимущественно игрового характера. Изменения скоростных способностей юных спортсменов в конце каждого мезоцикла определялись с помощью специальных тестов: бега на 10 и 20 м и бега с изменением направления (505 Agility Test). Статистическую достоверность изменения средних значений определяли с помощью непараметрического критерия Фридмана и Т-критерия Уилкоксона.
Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов показал значительное улучшение уровня скоростных возможностей спортсменов после прохождения экспериментальной программы тренировок (бег на 10 м – р=0,026*; бег на 20 м – р=0,05*). Во второй части экспериментального исследования, где использовались тренировки игровой направленности, было зафиксировано существенное улучшение уровня скоростных показателей только в беге со сменой направления (505 Agility Test – p=0,011*) и одновременно значимое ухудшение показателей в беге на 10 м (p=0,004**). В исследовании была доказана необходимость включения специальных упражнений, развивающих качество быстроты, в тренировочный процесс игровой направленности, поскольку без таких упражнений не может быть достигнут должный уровень развития скоростных качеств. Вместе с тем использование игровых действий, таких как ведение мяча, передача, захват мяча, подготовительных и специально-игровых упражнений, подвижных игр, является достаточным стимулом для развития быстроты в беге со сменой направления.

Ключевые слова: футбол, категория U11, развитие скоростных способностей, 505 Agility Test.

Refrenses

  1. Abbott, W., Brickley, G., & Smeeton, N.J. (2018). Physical demands of playing position within English Premier League academy soccer. Journal of Human Sport and Exercise, 13(2), 285-295. doi: https://doi.org/10.14198/jhse.2018.132.04
  2. Holienka, M., 2005. Kondičný tréning vo futbale. Bratislava: Peter Mačura - PEEM. ISBN 8089197-21-3.
  3. Martínez-Lagunas, V.; Niessen, M.; Hartmann, U. Women’s football: Player characteristics and demands of the game. J. Sport Health Sci. 2014, 3, 258–272.
  4. Mujika, I.; Santisteban, J.; Impellizzeri, F.M.; Castagna, C. Fitness determinants of success in men’s and women’s football. J. Sports Sci. 2009, 27, 107–114.
  5. Šimonek, J.: Kondičnáprípravadetí a mládeže. In: Packa, J. – Šimonek, J. – Streicher, P. – Hianik, J. :Hádzaná. Metodickélisty. Bratislava : SZH, 1998.
  6. Tvrdý, M. 2020. Efektívnosť rýchlostno-silovej prípravy mladých futbalistov v prípravnom období. FTVŠ UK Bratislava Diplomová práca, 99 s.
  7. Vanderka, M., A T. Kampmiller, 2007. Modernéprostriedkyrozvojakoordinačnýchschopností v školskejtelesnejvýchove / In: Škola v pohybe. - ISBN 97880-89197-71-2. – Bratislava :UniverzitaKomenského, Fakultatelesnejvýchovy a športu a Slovenskávedeckáspoločnosť pre telesnúvýchovu a šport, 2007. - S. 172-179