Повышение эффективности обучения ударной технике ногами тхэквондистов с учетом проявления симметрии двигательных действий

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Б.Г. Маньшин1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Банку1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Власенко1
О.С. Крутских1
1Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики)

Цель исследования – повышение эффективности процесса обучения ударной технике ногами тхэквондистов на основе сглаживания моторной асиммет­рии двигательных действий на начальном этапе подготовки.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 24 юных спортсмена в возрасте 9-10 лет (мальчики), занимающихся на базе Федерации тхэквондо в г. Уссурийске. В эксперименте использовались методы тестирования, инструментальный и математико-статистический анализ. Для выявления кинематических изменений, происходящих в ударной технике ногами у тхэквондистов, использовалась компьютерная программа SiliconCoachPRO-6.
Результаты исследования и выводы. В результате применения комплексов специальных упражнений и заданий акцентированного развития в устранении двигательной асимметрии, выполняемых в определенных условиях, были выявлены достоверные различия между тхэквондистами контрольной и экспериментальной групп. Наибольшие различия получены в показателях пространственных параметров движений и функциональной асимметрии (проба Ромберга – правая нога; КФА). Выявлены изменения кинематических показателей в амплитуде движений, скоростных, временных параметрах и параметрах, суммирующих измерения. Значительные различия получены в показателях специальной физической подготовки тхэквондистов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (удар сверху вниз левой ногой за 10 с; удар прямой левой ногой за 10 с; боковой удар левой ногой за 10 с; р<0,05). Наименьшие различия получены в показателях общефизической подготовки (бег на 60 м; прыжок в длину с места и др.). Значительные различия получены в наклоне вперед из положения стоя и в «пистолете» на левой ноге. В таких общефизических тестах, как «Подтягивание», «Бег на 1 км», «Пистолет на правой ноге», достоверных различий не выявлено (>0,05).
Исследование показало кинематические изменения, происходящие в ударной технике тхэквондистов 9-10 лет, и привело к положительным сдвигам в показателях ударов неведущей ногой, что свидетельствует о необходимости учета факторов асимметрии-симметрии на начальном этапе обучения юных спортсменов.

Ключевые слова: тхэквондо, ударная техника ногами, моторная асимметрия, функциональная асимметрия, симметрия-асимметрия.

Литература

  1. Бердичевская Е.М. Функциональная асимметрия и спорт / Е.М.  Бердичевская, А.С. Гронская // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. Научное издание. – М.: Научный мир, 2009. – С. 647-691.
  2. Семенюков А.А. Рационализация методики тренировки юных футболистов с учётом различных проявлений моторной асимметрии ног / А.А. Семенюков // Ученые записки университета им.  П.Ф.  Лесгафта. – 2009. – № 11 (57). – С. 86-89.
  3. Чермит К.Д. Симметрия, гармония, адаптация / К.Д. Чермит, Е.К.  Агаянц. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦВШ, 2006. – 304 с.