Психофизиологические особенности спортсменок разных соматотипов, занимающихся бальными танцами

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, доцент И.С. Красноруцкая1
Доктор биологических наук, профессор М.Г. Ткачук1
Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Левицкий1
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Пыжова2
Ю.Л. Рысев2
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Цель исследования – оценить влияние занятий танцами на основные морфофункциональные и психологические особенности девочек, занимающихся бальными танцами.
Методика и организация исследования. Общее количество испытуемых составило 65 девочек подросткового возраста. В основную группу (ОГ) вошли 35 девочек, занимающихся бальными танцами, контрольную группу (КГ) составили 30 девочек, учащихся школы № 204 г. Санкт-Петербурга, двигательный режим которых характеризовался как традиционный (два урока физкультуры в неделю). Согласно методике Хит–Картера исследовали телосложение у девочек. По методике Спилбергера–Ханина выявляли у испытуемых их уровень личностной и ситуативной тревожности. Согласно индексу функциональных изменений определяли адаптационный потенциал системы кровообращения.
Результаты исследования и выводы. В соответствии с выявленными в ходе исследования морфофункциональными показателями, отражающими особенности функциональных механизмов в ходе адаптации организма, определен уровень их адаптационного потенциала, выявлены показатели, свидетельствующие о степени функциональной и психологической подготовки детей, занимающихся танцами. Установлено, что девочки с разными соматотипами имеют различные показатели уровня тревожности, психо­эмоционального состояния и адаптационного потенциала.
У девочек, занимающихся бальными танцами в сравнении с девочками контрольной группы выявлено состояние эмоциональной устойчивости, отсутствие высокого уровня личностной тревожности и психоэмоционального напряжения. У девочек мезоморфного типа телосложения из группы ОГ определены минимальные показатели ИФИ, установлены средние показатели ситуативной и личностной тревожности, что указывает на высокий уровень их адаптационных возможностей.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, психоэмоциональное состояние, соматотип, юные спортсменки, танцы.

References

  1. Christensen, J. F., Gomila, A., Gaigg, S. B., Sivarajah, N., &Calvo-Merino, B. (2016). Dance expertise modulates behavioral and psychophysiological responses to affective body movement. JournalofExperimentalPsychology: HumanPerceptionandPerformance, 42(8), 1139-1147. doi:10.1037/xhp0000176
  2. Gruzelier, J. H., Thompson, T., Redding, E., Brandt, R., &Steffert, T. (2014). Application of alpha/theta neurofeedback and heart rate variability training to young contemporary dancers: State anxiety and creativity. InternationalJournalofPsychophysiology, 93(1), 105-111. doi:10.1016/j.ijpsycho.2013.05.004
  3. Guidetti, L., Buzzachera, C. F., Emerenziani, G. P., Meucci, M., Saavedra, F., Gallotta, M. C., &Baldari, C. (2015). Psychophysiological responses to salsa dance. PLoS ONE, 10(4) doi:10.1371/journal.pone.0121465
  4. Helin, P. (1989). Mental and psychophysiological tension at professional ballet dancers' performances and rehearsals. DanceResearchJournal, 21(1), 7-14. doi:10.2307/1478609
  5. Korobeynikov, G., Korobeynikova, L., Bulatova, M., Mishko, V., Cretu, M. F., Yarmak, O., Kudria, M. (2020). Relationship of successful formation of choreographic skills in young athletes with psychophysiological characteristics. JournalofPhysicalEducationandSport, 20(2), 915-920. doi:10.7752/jpes.2020.02130
  6. Pierce, E. F., &Daleng, M. L. (1998). Distortion of body image among elite female dancers. PerceptualandMotorSkills, 87(3 PART 1), 769-770. doi:10.2466/pms.1998.87.3.769
  7. Pierce, E. F., Daleng, M. L., & McGowan, R. W. (1993). Scores on exercise dependence among dancers. PerceptualandMotorSkills, 76 (2), 531-535. doi:10.2466/pms.1993.76.2.531