Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент К.П. Бакешин
Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия», Санкт-Петербург

Цель исследования – разработка и оценка эффективности методики обучения двигательным спортивным навыкам студентов-строителей через наглядно-образную модель.
Методика и организация исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на протяжении двух лет в течение 2018-2019 гг. В нем приняли участие две равноценные группы студентов первого курса строительного факультета: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 20 человек в каждой. Обучение студентов ЭГ проводилось по авторской методике. При рассмотрении наглядно-образного моделирования (НОМ) разучиваемых двигательных навыков как фазовый процесс формирования умственных действий и теоретическое обоснование педагогического эксперимента по обучению студентов-строителей через НОМ были определены частные взаимосвязанные задачи, способы и средства педагогического воздействия в каждой фазе становления НОМ.
Результаты исследования и выводы. В ходе экспериментальной работы раскрыт метод обучения спортивным двигательным навыкам через наглядно-образное представление на основе упорядочения деятельности зрительного и двигательного анализаторов при регулирующей роли второй сигнальной системы. Определены условия применения наглядно-образной модели как метода обучения двигательным навыкам в учебно-тренировочном процессе: создание оптимального представления способа выполнения двигательного навыка с «мысленным проговариванием» его структурно-описательной системы, включая двигательно-мышечные ощущения в комплексе с двигательной деятельностью, отражающей НОМ; соблюдение синхронности между образно представляемым ритмом звеньев двигательного навыка и его объективно воспроизводимым ритмом в период двигательной деятельности; кора больших полушарий головного мозга должна быть свободной от деятельности, которая не соответствует обучению данному двигательному навыку; создание положительного эмоционального состояния обучаемых, заинтересованности в овладении разучиваемым двигательным навыком.
Анализ полученных результатов выявил достоверное улучшение в ЭГ показателей общей физической подготовленности и положительную динамику технико-тактической подготовки студентов-строителей.

Ключевые слова: наглядно-образная модель, обучение, студент-строитель, двигательный навык, бокс.

Литература

  1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К.  Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 447 с.
  2. Бакешин К.П. Поэтапное формирование познавательной самостоятельности у студентов строительного профиля в процессе обучения технико-тактическим действиям (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – №  9. – С. 42-44.
  3. Бакешин К.П. Особенности формирования и проявления самостоятельности у студентов строительного профиля в учебно-тренировочном процессе (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С. 36-38.
  4. Бакешин К.П. Развитие самостоятельной познавательной деятельности студентов строительного профиля в процессе овладения навыками решения тактических задач (на примере бокса) / К.П. Бакешин // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  11. – С. 51-53.
  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 166 с.
  6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 1966. – 166 с.
  7. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 1957. – № 6. – С. 58-69.
  8. Никишкин В.А. Совершенствование системы физического воспитания в вузе / В.А. Никишкин // Физкультура и спорт. – 2012. – Вып. 5. – 314 с.
  9. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни // Физкультура и спорт. – 1959. – 307 с.
  10. Сологуб Е.Б. Корковая регуляция движений человека / Е.Б. Сологуб. – Л.: Медицина, 1981. – 183 с.
  11. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: монография / В.И. Филимонов. – М.: ИСАН, 2000. – 432 с.
  12. Ширяев А.Г. Исследование и реализация в педагогическом процессе взаимосвязи физической подготовленности и технического мастерства боксеров высших разрядов: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Г. Ширяев. – Л., 1974. – 18 с.