Обучение студентов проектировочным умениям оценки физической подготовленности

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, профессор А.В. Караван1
Доктор педагогических наук, профессор Р.М. Кадыров1
1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург

Цель исследования – формирование у студентов умений проектирования проверки и оценки физической подготовленности.
Методика и организация исследования. Экспериментальная проверка эффективности процесса обучения студентов проектированию проверки и оценки физической подготовленности осуществлялась в три этапа.
На первом этапе – ориентирующем – были выбраны экспериментальная (ЭГ – 23) и контрольная (КГ – 21) группы. Данный этап включал следующие задачи: ориентировать слушателей на формирование умений видеть и формулировать проблемы по контролю за физической подготовленностью; включить студентов в деятельность по диагностике уровня физической подготовленности обучающихся. На первом этапе использовалась схема «теория – практика – теория», в ходе которой решалась задача по реализации моделирующей деятельности. Особенность ориентации студентов на изучение моделирующей деятельности по схеме «теория – практика – теория» состояла в том, что им предлагалась проблема педагогического оценивания. Второй этап – формирующий – был направлен на овладение студентами методикой оценочной деятельности. Третий этап – интегрирующий – включал подведение итогов обучения студентов проектированию проверки и оценки физической подготовки.
Результаты исследования и выводы. Экспериментальная методика формирования умений проектировать проверку и оценку физической подготовленности строилась на разработке студентами различных вариантов проверочных комплексов на основе интеграции теоретических и практико-ориентированного методического задания и его переводе в систему осмысленных практических действий. При проверке подобные комплексы выполняют 5-7 человек. Силовые упражнения выполняются под счет проверяющего.
Как показали результаты экспериментальной работы, существенное количество испытуемых ЭГ (более 70%) показали высокий и относительно высокий уровень успешности реализации проектировочных умений. Авторами отмечено, что эти условно выделенные уровни свидетельствуют об эффективности процесса обучения слушателей проектированию проверки и оценки физической подготовленности.

Ключевые слова: проверка и оценка, физическая подготовленность, проектирование.

Литература

  1. Блахин Г.Н. Теория и методика физических нагрузок / Г.Н. Блахин, Р.М. Кадыров. – СПб.: «Инкери», 2020. – 147 с.
  2. Караван А.В. Модель самоуправления студентами физической тренировкой / А.В. Караван, Р.М. Кадыров // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 9. – С. 3-4.
  3. Кадыров Р.М. Теоретические основы содержания и нормативов физической подготовки военнослужащих: учеб. пособие для курс. высш. воен.-учеб. заведений. – ВИФК / Р.М. Кадыров, Г.Н.  Блахин. – СПб., 2013. – 177 с.