Феномен физкультурного самообразования в профессиональной подготовке студентов

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Гетьман1
А.Г. Сергеева1
А.В. Родионов2
1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
2Военно-морская академия, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявить степень участия и отношение студентов к самостоятельному физкультурному образованию.
Методика и организация исследования. В ходе исследования использовались традиционные методы: опрос и педагогическое наблюдение. Объектами исследования были студенты 1-4-го курсов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. При проведении исследования учитывалось, что количественный состав студентов по курсам различен (от 100 до 1000 человек) и поэтому результаты исследования представлены в процентном отношении от общего числа опрошенных на каждом курсе.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выяснилось, что более половины студентов на каждом курсе имеют устойчивый интерес к выбранной профессии. Этот показатель незначительно снижается ко 2-му и 3-му курсу (51 и 48%), но вновь повышается на 4-м курсе (58%). У этой же категории студентов отмечается и наиболее высокий процент занимающихся самообразованием. Отмечается прогрессирующая тенденция от курса к курсу – снижение количества занимающихся студентов самообразовательной деятельностью. Таким образом, можно констатировать, что контингент студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета можно отнести к физически активной группе граждан, так как обязательные занятия физической культурой сочетаются с самостоятельной физкультурно-образовательной деятельностью. Однако отношение студентов к самообразованию и реальное участие в нем различно и снижается к окончанию срока обучения. Изучение психолого-педагогических аспектов физкультурного самообразования (реальных потребностей, мотивов, интересов), социальных факторов, обусловливающих стремление к самообразованию, и причин, ему препятствующих, становится актуальной задачей профессионального образования студентов.

Ключевые слова: самообразование, физкультурное самообразование, самоорганизация, самоуправление, студенты, физическая подготовка, физическое состояние, мотивация, планирование, организация и контроль самостоятельной работы.

Литература

  1. Гетьман В.Д. Методы исследований физической рекреации и способы оценки достигаемых результатов / В.Д. Гетьман, Ю.Е.  Рыжкин // Научно-технический сборник. – СПб.: ВТУ ЖДВ. – 2008. – № 15. – С. 271-278.
  2. Кадыров Р.М. Становление и развитие учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры»: учеб. пособие / Р.М. Кадыров, В.Д. Гетьман, Ю.В. Смирнова. – СПб.: ВИФК, 2010. – 76 с.
  3. Марищук В.Л. Психология физической подготовки и спорта: учебник / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко, М.А. Евдокимов. – СПб.: ВИФК, 2005. – 392 с.
  4. Федоров В.Г. Систематизация профильных компетенций специалистов физической культуры / В.Г. Федоров. // Современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре и перспективы развития: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Герценовские чтения». – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 12-18.