Конкурсы исследовательских достижений в системе профессионально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Т.И. Шукшина1
Кандидат педагогических наук, доцент П.В. Замкин1
Кандидат исторических наук, доцент В.В. Мирошкин1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Цель исследования – теоретико-экспериментальное обоснование роли и значения конкурсов исследовательских достижений в системе про­фес­сио­нально-педагогической подготовки студентов факультета физической культуры.
Результаты исследования и выводы. В Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева (МГПИ) профессионально-педагогической подготовке будущих учителей физической культуры и тренеров традиционно уделяется пристальное внимание. В вузе выстроена многоуровневая система подготовки, ориентированная на повышение качества образовательного процесса, его практико-ориентированность, единство учебного и научного процессов. Среди её элементов особое место занимают конкурсы исследовательских достижений студентов. Возникнув как одна из форм стимулирования научной активности студенческой молодежи, они достаточно быстро зарекомендовали себя в качестве важного механизма формирования и оценки сформированности исследовательской компетенции обучающихся. Факультет физической культуры (ФФК) был в числе первых структурных подразделений вуза, использующих потенциал исследовательской деятельности для решения широкого спектра актуальных проблем и задач подготовки учителей физической культуры и тренеров.
В данной статье проанализированы педагогические возможности, роль и значение конкурсов исследовательских достижений в совершенствовании системы профессиональной подготовки студентов ФФК МГПИ. Результаты поисково-экспериментального исследования показывают, что комплексная и разноуровневая организация конкурсов и смотров исследовательских достижений студентов имеет определенную связь с элементами системы подготовки студентов факультета физической культуры, в частности позволяет усилить фокус образовательных программ на формировании метапредметных проектно-исследовательских компетенций, способствует индивидуализации образовательных траекторий, углублению методологической подготовки студентов, развитию субъектной активности и учебно-познавательной самостоятельности студента, что является существенными факторами повышения качества вузовского образования.

Ключевые слова: исследовательские достижения, исследовательская компетентность, система профессионально-педагогической подготовки, факультет физической культуры, педагогический институт, конкурсы исследовательских достижений.

Литература

  1. Кадакин В.В. Деятельность факультета физической культуры в новых условиях развития педагогического образования / В.В. Кадакин, Г.Г. Федотова, А.В. Кокурин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С. 9-11.
  2. Замкин П.В. Проблема разработки научно-методического обеспечения исследовательской деятельности студентов в условиях практико-ориентированной подготовки в педагогическом вузе / П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. – 2019. – Т. 10. – № 3. – С. 48-57.
  3. Шукшина Т.И. Формирование научно-педагогической компетентности у педагогических кадров в области физической культуры и спорта на основе актуализации научной деятельности студентов (из опыта работы Мордовского пединститута) / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин, В.В. Мирошкин и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 10. – С. 11-13.