Профессионально-педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры в структуре ценностных ориентаций

ˑ: 

Кандидат экономических наук, профессор М.В. Антонова1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Акамов1
Кандидат педагогических наук Е.Е. Афонина1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Цель исследования заключалась в определении особенности формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе.
Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе факультета физической культуры МГПИ имени М.Е. Евсевьева и включало в себя два взаимосвязанных этапа. Всего в исследовании приняло участие 53 студента: 32 студента 3-го и 21 студент 4-го курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 – «Педагогическое образование» по двум профилям («Физическая культура». «Безопасность жизнедеятельности»). В контексте изучения процесса формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе были использованы адаптированные для применения на факультете физической культуры следующие методики: исследования ценностных ориентаций М. Рокича, исследования уровня сформированности профессионального самосознания через анализ студентами его основных компонентов.
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что представление о профессионально-педагогическом самосознании связано не только с осознанием себя в профессии, но и с изменением мотивационно-ценностного отношения к учебной, профессиональной деятельности, повышением уровня сформированности учебно-профессионального, профессионального самосознания, адекватного профессиональной подготовке, осознанием возможных перспектив педагогической деятельности. Ориентацию студентов на ценностную составляющую в образовании авторы считают приоритетной, так как она может способствовать не только смене ценностей, но и достижению образовательных целей, обогащающих методы преподавания и содержания дисциплин вузовской подготовки.

Ключевые слова: формирование, самосознание, профессионально-педагогическое самосознание, студент, факультет физической культуры, ценности.

Литература

  1. Акамов В.В. Диагностика сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры / В.В. Акамов, Т.И. Шукшина // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2014. – № 8. – С. 22-25.
  2. Карпова Е.Е. Формирование профессиональных ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей как важный аспект при подготовке к профессиональной деятельности / Е.Е. Карпова // Состояние и перспектива развития физической культуры и спорта в современном образовании: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «53-е Евсевьевские чтения», 9-10 февраля 2017 г. / редкол.: И.В. Шиндина (отв. ред.), В.В. Акамов; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – С. 25–30.
  3. Миллер О.М. Взаимосвязи ценностей педагогической деятельности и профессионального самосознания педагогов / О.М.  Миллер, Н.Ю. Кресова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – №  4. – С. 180–185.
  4. Шукшина Т.И. Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза / Т.И. Шукшина, В.В. Акамов, И.А. Неясова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 6. – С. 72-74.