Профессионально-педагогическое самосознание студентов факультета физической культуры в структуре ценностных ориентаций

Кандидат экономических наук, профессор М.В. Антонова1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Акамов1
Кандидат педагогических наук Е.Е. Афонина1
1Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Цель исследования заключалась в определении особенности формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе.
Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе факультета физической культуры МГПИ имени М.Е. Евсевьева и включало в себя два взаимосвязанных этапа. Всего в исследовании приняло участие 53 студента: 32 студента 3-го и 21 студент 4-го курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 – «Педагогическое образование» по двум профилям («Физическая культура». «Безопасность жизнедеятельности»). В контексте изучения процесса формирования профессионально-педагогического самосознания студентов факультета физической культуры на ценностной основе были использованы адаптированные для применения на факультете физической культуры следующие методики: исследования ценностных ориентаций М. Рокича, исследования уровня сформированности профессионального самосознания через анализ студентами его основных компонентов.
Результаты исследования и выводы. Результаты исследования показали, что представление о профессионально-педагогическом самосознании связано не только с осознанием себя в профессии, но и с изменением мотивационно-ценностного отношения к учебной, профессиональной деятельности, повышением уровня сформированности учебно-профессионального, профессионального самосознания, адекватного профессиональной подготовке, осознанием возможных перспектив педагогической деятельности. Ориентацию студентов на ценностную составляющую в образовании авторы считают приоритетной, так как она может способствовать не только смене ценностей, но и достижению образовательных целей, обогащающих методы преподавания и содержания дисциплин вузовской подготовки.

Ключевые слова: формирование, самосознание, профессионально-педагогическое самосознание, студент, факультет физической культуры, ценности.

Литература

  1. Акамов В.В. Диагностика сформированности уровня развития ценностных основ профессионального самосознания студентов факультета физической культуры / В.В. Акамов, Т.И. Шукшина // Теория и практика физ. культуры и спорта. – 2014. – № 8. – С. 22-25.
  2. Карпова Е.Е. Формирование профессиональных ценностных ориентаций в области безопасности жизнедеятельности у будущих учителей как важный аспект при подготовке к профессиональной деятельности / Е.Е. Карпова // Состояние и перспектива развития физической культуры и спорта в современном образовании: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «53-е Евсевьевские чтения», 9-10 февраля 2017 г. / редкол.: И.В. Шиндина (отв. ред.), В.В. Акамов; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – С. 25–30.
  3. Миллер О.М. Взаимосвязи ценностей педагогической деятельности и профессионального самосознания педагогов / О.М.  Миллер, Н.Ю. Кресова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2016. – №  4. – С. 180–185.
  4. Шукшина Т.И. Здоровье и здоровый образ жизни в системе ценностных ориентаций студентов педагогического вуза / Т.И. Шукшина, В.В. Акамов, И.А. Неясова и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 6. – С. 72-74.