Стиль ведущей активности как фактор развития интегральной индивидуальности спортсмена

Фотографии: 

Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Б.А. Вяткин1
Доктор педагогических наук, профессор, кандидат психологических наук В.В. Маркелов1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Сысоев2
Кандидат психологических наук Ю.В. Краев3
1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
2Московский педагогический государственный университет, Москва
3Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва

Цель публикации – научно обосновать педагогическую систему формирования стиля ведущей активности как фактора развития интегральной индивидуальности спортсмена.
Результаты исследования и выводы. Показано, что индивидуальный стиль спортивной деятельности является основным звеном, опосредующим взаимосвязи свойств в структуре интегральной активности (ИИ). Выявлено, что ведущими системообразующими факторами в развитии индивидуальности могут быть индивидуальные стили моторной, волевой и эмоциональной активности. Индивидуальный стиль моторной активности опосредует характер связей между свойствами нервной системы и темперамента. Различные стили волевой активности опосредуют специфические взаимосвязи свойств нервной системы и личности (природного и социального в человеке), что способствует гармонизации целостной индивидуальности спортсменов. К значимым факторам, рассматриваемым как своеобразные стили эмоциональной активности, относят стиль радостного возбуждения и уверенности в достижении поставленной цели, стиль тревожной радости и стремления к совершенству, агрессивный стиль эмоциональной активности. Отмечено, что во всех случаях различные стили внутри видов активности детерминированы различными симптомокомплексами разноуровневых индивидуальных свойств спортсмена.
В целях оптимизации предстартовых состояний спортсменов авторами предложено их психологическое сопровождение.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, развитие, спортивная деятельность, стиль, активность, тренер, психолог, спортсмен.

Использованная литература

  1. Вяткин Б.А. Спорт и развитие индивидуальности спортсмена (опыт системного исследования) / Б.А. Вяткин // Теория и практика физ. культуры. – 1993. – № 2. – С. 1-3.
  2. Вяткин Б.А. Актуализация индивидуального подхода в деятельности триады «спортсмен-тренер-психолог» / Б.А. Вяткин, В.В. Маркелов, Ю.В. Сысоев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 3. – С. 81-83.
  3. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под. ред. Б.А. Вяткина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. – С. 6-28.
  4. Потапов В.Н. Концепция и организация педагогических условий формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высших разрядов / В.Н. Потапов // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 4. – С. 55-58.
  5. Праведникова И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека: автореф. дис. … канд. психол. наук / И.Е. Праведникова. – Пермь, ПГПУ, 1993. – 15 с.
  6. Самулкин С.Я. Особенности волевой активности представителей различных видов спорта: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.Я. Самулкин. – Пермь, ПГПУ, 2004. – 15 с.
  7. Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена в соревнованиях: автореф. дис. … канд. психол. наук / П.В. Токарев. – Пермь, ПГПУ, 1991. – 17 с.