Национальные хантыйские подвижные игры как эффективное средство оптимизации двигательной активности младших школьников северного региона

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Ж.И. Бушева1
Кандидат педагогических наук, профессор С.М. Обухов1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Цель исследования – экспериментально обосновать эффективность применения национальных хантыйских подвижных игр как средства оптимизации двигательной активности младших школьников.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова г. Сургута. В педагогическом лонгитюдном исследовании приняли участие 60 младших школьников, не занимающихся спортом, из их числа были созданы контрольная (КГ, n=30) и экспериментальная (ЭГ, n=30) группы. КГ занималась по традиционной учебной программе по физической культуре, ЭГ – по программе, вариативная часть которой включала элементы национальных хантыйских подвижных игр. Изучались показатели функциональной и физической подготовленности младших школьников до и после эксперимента.
Результаты исследования и выводы. В ходе эксперимента были подобраны наиболее эффективные традиционные средства физического воспитания ханты (народные подвижные игры и состязания). Исходные показатели функциональной и физической подготовленности младших школьников ЭГ и КГ не отличались достоверно. Экспериментально доказано, что применение национальных хантыйских подвижных игр способствовало значимым межгрупповым различиям показателей функциональной и физической подготовленности младших школьников при сравнении с КГ. Исследование показало целесообразность и эффективность применения национальных хантыйских подвижных игр для оптимизации двигательной активности младших школьников.

Ключевые слова: двигательная активность, младшие школьники, северный регион, национальные хантыйские подвижные игры.

Литература

  1. Бушева Ж.И. Модель оптимизации двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях северного города / Ж.И. Бушева // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8. – № 10. – URL: http://ej.soc-journal.ru/ DOI: 10.12731/2218-7405-2017-10-19-38.
  2. Бушева Ж.И. Методическое обеспечение оптимизации двигательной активности детей-северян младшего школьного возраста / Ж.И. Бушева, Т.Н. Гибадуллина, Л.Ю. Радченко и др. // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : сб. мат-лов XVI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / Под ред. С.И. Логинова, Ж.И. Бушевой. – Сургут: СурГУ, 2017. – С. 81-83.
  3. Днепров С.А. Развитие двигательной активности как основа сохранения коренных малочисленных народов Севера Западной Сибири: педагогическое наследие / С.А. Днепров, В.П. Красильников // Образование и наука. – 2010. – № 1 (69). – С. 54-62.
  4. Красильников В.П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов / В.П. Красильников. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. – 120 с.
  5. Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры / В.И. Прокопенко. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. – 296 с.
  6. Синявский Н.И. Физическое воспитание народов Севера ханты и манси / Н.И. Синявский. – Сургут: РИО СурГПУ, 2004. – 155 с.