Динамика показателей максимальной силы и силовой выносливости у гимнасток-художниц

ˑ: 

Е.В. Гусева1
Доктор педагогических наук, профессор О.И. Загревский1, 2
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Тюменский государственный университет, Тюмень

Цель исследования – выявление динамики силовых способностей у юных спортсменок 6-10 лет в художественной гимнастике.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось с применением методов: анализ литературы, тестирование физических качеств гимнасток, методы математической статистики с использованием компьютерной программы Statisticav. 6.0. Для уточнения различий в темпах возрастных изменений исследуемых физических качеств использовали t-критерий Стьюдента. В тестировании приняли участие 99 спортсменок в возрасте 6-10 лет.
Результаты исследования и выводы. В результате исследования определены возрастные периоды наиболее выраженного прироста показателей максимальной силы и силовой выносливости. Ежегодно у спортсменок происходит улучшение результатов, но наибольший их прирост отмечается у гимнасток в возрасте от 8 до 9 лет из исследуемого диапазона 6-10 лет. Результаты исследования также позволяют заключить, что показатели максимальной силы правой и левой кисти гимнасток-художниц имеют одинаковую закономерность в возрастном аспекте. В другом тесте «Поднимание прямых ног из виса до положения вис углом на гимнастической стенке», характеризующем силовую выносливость, у гимнасток-художниц также отмечается наибольший прирост показателя в возрасте от 8 до 9 лет. В среднем результат к 9 годам в этом тесте увеличивается в 2,0-2,2 раза по отношению к 6-летнему возрасту. Таким образом, по итогам тестирования силовых качеств юных гимнасток 6-10 лет отмечается их наибольший прирост в возрасте 8-9 лет. Прирост по показателям двух тестов достоверный (р < 0,001).

Ключевые слова: динамика, тренировочный процесс, силовые качества, максимальная сила, скоростно-силовые способности, силовая выносливость, тесты.

Литература

  1. Винер-Усманова И.А. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития / И.А. Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева и др. – М.: Человек, 2014. – 200 с. + 16 стр. вклейка.
  2. Головко Д.Е. Кинезиологический потенциал спортсменов как фактор управления тренировочным процессом / Д.Е. Головко, А.И.  Загревская //Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  11. – С.  80-82.
  3. Загревский О.И. Динамика прыгучести юных гимнасток-художниц / О.И. Загревский, Е.В. Безносикова // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 86-89.
  4. Загревский О.И. Факторная структура физической подготовленности юных спортсменок 5-10 лет в художественной гимнастике / О.И. Загревский, И.Н. Зеленкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 5. – С. 38-41.
  5. Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественной гимнастике: учеб. пособие / Л.А. Карпенко. – СПб.: Из-во СПбГАФК, 2000. – 40 с.
  6. Самсонова А.В. Биомеханика мышц: учеб.-метод. пособие / А.В.  Самсонова, Е.Н. Комиссарова. – СПб., 2008. – 127 с.