Кинезиологическая образовательная технология физического воспитания дошкольников

ˑ: 

В.С. Сосуновский1
Доктор педагогических наук, доцент А.И. Загревская1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования заключалась в изучении влияния кинезиологической образовательной технологии на двигательную подготовленность дошкольников в процессе физического воспитания.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в МБДОУ № 4 «Монтессори» г. Томска. В исследовании приняли участие 88 дошкольников в возрасте 5-6 лет (контрольная и экспериментальная группы, по 44 человека в каждой группе, из них по 20 девочек и 24 мальчика). Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности разработанной кинезиологической образовательной технологии осуществлялась в период с сентября 2018 г. по август 2019 г. В содержание физического воспитания дошкольников экспериментальной группы вошли 4 группы кинезиологических упражнений: 1) упражнения, пересекающие срединную линию тела; 2) переходные упражнения; 3) энергетические упражнения; 4) упражнения, развивающие стрессоустойчивость, навыки уверенного поведения.
Результаты исследования и выводы. Как показали полученные результаты, уровень проявления скоростно-силовых качеств у девочек экспериментальной группы достоверно улучшился (р<0,05). В уровне проявления гибкости у девочек экспериментальной и контрольной групп после эксперимента достоверных различий не выявлено (р>0,05), однако у девочек экспериментальной группы прирост результата составил 23,8%, в то время как у девочек контрольной группы только 8,2%. После эксперимента у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой достоверно повысился уровень проявления ловкости. Аналогичные данные были получены и при анализе результатов изучения двигательной подготовленности мальчиков 5-6 лет под влиянием кинезиологической образовательной технологии.

Ключевые слова: кинезиологический потенциал, дошкольники, физическое воспитание, кинезиологическая образовательная технология.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  2. Загревская А.И. Онтодидактика как основа развития кинезиологического потенциала студентов / А.И. Загревская, В.С. Сосуновский, О.В. Русалева // В сборнике: Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов вузов. Материалы международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 91-95.
  3. Загревский В.И. Моделирование вращения звеньев биомеханической системы вокруг оси с заданными параметрами угловой ориентации / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 83-85.
  4. Ковалева М.С. Формирование психологической готовности юных теннисистов 8-9 лет к соревнованиям в учебно-тренировочном процессе / М.С. Ковалева, Е.С. Иноземцева, В.Г. Шилько // В сборнике: Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы XIII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. – 2019. – С.  317-320.
  5. Лубышева Л.И. Онтокинезиология – интегративное научное направление об управлении возрастным развитием физической активности человека / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 5. – С. 2-4.
  6. Сосуновский В.С. Структура и содержание кинезиологической образовательной технологии физического воспитания дошкольников / В.С. Сосуновский // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 10. – С. 96-98.