Аэробные нагрузки как фактор развития когнитивных способностей в подростковом возрасте

ˑ: 

Аспирант Н.А. Овчинникова2
Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич1, 2, 3
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
2Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
3Сибирский государственный медицинский университет, Томск

Цель исследования – проанализировать имеющиеся данные о взаимосвязи аэробных физических нагрузок и формирования когнитивных способностей в подростковом возрасте.
Результаты исследования и выводы. Существующие результаты показывают, что регулярные занятия физической активностью, особенно высокой интенсивности, или аэробикой по своей природе могут способствовать успеваемости и различным когнитивным процессам, включая время реакции, торможение и обучение. В то же время целый ряд аспектов остаются невыясненными, в частности когнитивные эффекты нагрузок анаэробного характера и роль факторов загрязнения воздуха. Кроме того, при оценке уровня физической активности необходимо использовать комплексный подход.
Учитывая имеющиеся данные, очевидно, что подросткам требуется уделять больше времени занятиям спортом, особенно интенсивным или аэробным упражнениям, это может не только улучшить их физическое здоровье, но и положительно повлиять на структуру их мозга и его функционирование.

Ключевые слова: подростки, аэробные нагрузки, когнитивные функции.

References

  1. Bass R.W., Brown D.D., Laurson K.R. et al. Physical fitness and academic performance in middle school students // ActaPaediatr. 2013. V. 102. № 8. P. 832.
  2. Brunkner P., Khan K. Clinical sports medicine. Sydney: McGraw Hill, 2008. 1013 p.
  3. Buck S.M., Hillman C.H., Castelli D.M. The relation of aerobic fitness to stroop task performance in preadolescent children // Med. Sci. Sports Exerc. 2008. V. 40. № 1. P. 166.
  4. Cassilhas RC, Lee KS, Fernandes J, Oliveira MG, Tufik S, Meeusen R, de Mello MT. Spatial memory is improved by aerobic and resistance exercise through divergent molecular mechanisms // Neuroscience. 2012. V. 202. P. 309–317.
  5. Erickson K.I., Kramer F. Aerobic exercise effects on cognitive and neural plasticity in older adults // Br. J. Sports Med. 2008. V. 43. №  1. P. 22.
  6. Esteban-Cornejo I, Tejero-Gonzalez CM, Sallis JF, Veiga OL. Physical activity and cognition in adolescents: A systematic review // J. Sci Med Sport. 2015. V. 18. №5. P. 534–539.
  7. Herting MM, Nagel BJ. Aerobic fitness relates to learning on a virtual Morris Water Task and hippocampal volume in adolescents // Behav Brain Res. 2012.V. 233. №2. P. 517–525.
  8. Hillman C.H., Castelli D.M., Buck S.M. Aerobic fitness and neurocognitive function in healthy preadolescent children // Med. Sci. Sports Exerc. 2005. V. 37. № 11. P. 1967.
  9. Janssen I, Leblanc AG. Systematic review of the health benefits of physical activity and fitness in school-aged children and youth // Int. J. BehavNutrPhys Act. 2010.
  10. Kapilevich L.V., Yezhova, G.S., Zakharova A.N., Kabachkova A.V., Krivoshchekov S.G. Brain Bioelectrical Activity and Cerebral Hemodynamics in Athletes under Combined Cognitive and Physical Loading. Human Physiology. 2019. Vol.45, Issue 2. P.164-173.
  11. Lalaeva G.S., Zakharova A.N., Kabachkova A.V., Mironov A.A., Kapilevich L.V. Psychophysiological features of cyclic and endurance athletes. TeoriyaiPraktikaFizicheskoyKultury. 2015, Issue 11. P. 73-75.
  12. Lee TM, Wong ML, Lau BW, Lee JC, Yau SY, So KF. Aerobic exercise interacts with neurotrophic factors to predict cognitive functioning in adolescents. Psychoneuroendocrinology // 2014. V. 39. P. 214–224.
  13. Shiely F, MacDonncha C. Meeting the international adolescent physical activity guidelines: a comparison of objectively measured and self-reported physical activity levels// Ir. Med J. 2009. V. 102. №1. P. 15–19.
  14. Wendel-Vos G.C.W., Schuit A.J., Feskens E.J.M. et al. Physical activity and stroke. A meta-analysis of observational data // Int. J. Epidemiol. 2004. V. 33. № 4. P. 787.