Технологии биоуправления в оптимизации двигательно-когнитивных возможностей спортсменов-ориентировщиков

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Бирюкова1
Доктор биологических наук, доцент С.В. Погодина1
Кандидат биологических наук, доцент Э.Р. Джелдубаева1
Доктор медицинских наук, профессор Г.Д. Алексанянц2
1Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь
2Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Цель исследования – определение эффективности технологии биоуправления виртуальным объектом по стабилометрическому сигналу для оптимизации двигательно-когнитивных возможностей ориентировщиков 10-12 лет.
Методика и организация исследования. Под наблюдением находились 14 ориентировщиков 10-12 лет (мальчики 1-го года этапа спортивной специализации) на подготовительном этапе круглогодичного тренировочного процесса. В представленной технологии биоуправления акцентировано внимание на стабилометрическом тренинге опорной реакции с биологической обратной связью и оценке двигательно-когнитивных возможностей с использованием методов электромиографии и психофизиологического тестирования.
Результаты исследования и выводы. Результаты курса ежедневного стабилометрического тренинга опорной реакции в течение пяти сеансов показали, что в завершении тренинга отмечается увеличение значений суммарной амплитуды электромиограммы и коэффициента синергии относительно мышц нижних конечностей (m. rectus femoris, m. biceps femoris правой и левой ноги), что говорит о совершенствовании внутримышечной координации. В свою очередь, при выполнении ряда психофизиологических тестов отмечали достоверное снижение значений времени сенсомоторной реакции, повышение уровня лабильности и выносливости нервной системы, а также увеличение объёма, избирательности и переключаемости внимания, что расширяет когнитивные возможности ориентировщиков 10-12 лет.

Ключевые слова: биоуправление, стабилометрия, двигательно-когнитивные возможности, спортивное ориентирование, спортсмены 10-12 лет.

Литература

  1. Захарьева Н.Н. Возрастная физиология спорта / Н.Н. Захарьева // М-во спорта РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. – М.: РГУФКСМИТ, 2016. – 380 с.
  2. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова. – Иваново: ООО «Нейрософт», 2007. – 216 с.
  3. Погодина С.В. Потенциальные возможности организма детей, подростков и юношей при адаптации к физическим нагрузкам в спортивном плавании / С.В. Погодина, Г.Д. Алексанянц // Человек. Спорт. Медицина. – 2019. – Т. 19. – № 2. – С. 45-54.
  4. Челноков А.А. Функциональные особенности спинального торможения человека при произвольной двигательной активности / А.А. Челноков, И.Н. Бучацкая // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 6. – С. 11-13.
  5. Ширинян А.А. Современная подготовка спортсмена- ориентировщика / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. – М.: Академ Принт, 2012. – 112 с.