Влияние занятий спортивным ориентированием на познавательные психические процессы студентов

ˑ: 

Д.М. Загородникова1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Л. Гусева1
1Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования заключалась в определении влияния спортивного ориентирования на познавательные психические процессы студентов.
Методика и организация исследования. Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование познавательных психических процессов, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. В исследовании приняли участие юноши в возрасте 18-21 года, 18 человек (по 9 человек в экспериментальной и контрольной группах). Экспериментальная группа занималась на специализации ОФП по разработанной программе спортивного ориентирования, которая включала в себя занятия в аудитории (например, за наименьшее количество времени найти условный знак на карте, собрать «разрезанную» карту, «перевертыши», найти букву в тексте) и на местности (расстановка пунктов на местности, запоминание пути, маркированная карта, мини-эстафеты). Студенты контрольной группы посещали специализацию по физической культуре «бодибилдинг».
Результаты исследования и выводы. Полученные результаты показали, что у студентов экспериментальной группы значительно улучшились показатели внимания и памяти в отличие от студентов контрольной группы. Вместе с тем следует отметить, что результаты изучения мышления студентов под влиянием занятий спортивным ориентированием немного улучшились, однако прирост статистически недостоверен. По мнению авторов, введение данной дисциплины в образовательные учреждения повысит интерес к данному виду спорта, а также окажет положительное влияние на психофизическое развитие студентов.

Ключевые слова: физическая культура, спортивное ориентирование, познавательные психические процессы, студенты.

Литература

  1. Диагностика внимания школьников с помощью таблиц Шульте [Электронный ресурс]: Школа моей мечты. – 2018. – URL: http://shkolabuduschego.ru/school/diagnostika-vnimaniya-shkolnikov-s-pom.... html (дата обращения: 21.02.2018).
  2. Загревская А.И. Методология физического воспитания студентов на основе онтокинезиологического подхода / А.И. Загревская, Н.Л. Гусева, Т.В. Галайчук // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 11. – С. 6-8.
  3. Казанцев С.А. Ошибки в соревнованиях по спортивному ориентированию как следствие спортивно-психических состояний / С.А. Казанцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 5. – С. 31-36.
  4. Костылев В. Философия спортивного ориентирования, или некоторые рекомендации ориентировщику, желающему стать лидером / В. Костылев. – М., 1995. – 112 с.
  5. Правила вида спорта «Спортивное ориентирование» (утв. Приказом Министерства спорта РФ от 3 мая 2017 г. № 403) [Электронный ресурс]: ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал. – 2018. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71571818/#ixzz5Gb32AaBX
  6. Спортивное ориентирование 1-й курс (ФФК.Б.2 сем.) [Электронный ресурс] / Д.М. Загородникова, В.А. Белоусова / Электронный университет – MOODLE. – 2019. – URL: https://moodle.tsu.ru/course/view.php?id=16789 (дата обращения 11. 02.2019).