Влияние кинезиологического модуля «психоэмоциональные всплески» на психомоторную подготовленность лыжников-гонщиков

ˑ: 

Аспирант Д.Е. Головко
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Цель исследования – изучение влияния кинезиологического модуля «Психоэмоциональные всплески» на психомоторную подготовленность юных лыжников-гонщиков 11-13 лет.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ ДО «ДЮСШ № 1 Томского района». В исследовании приняли участие 40 юных лыжников-гонщиков 11-13 лет (20 чел. в экспериментальной группе и 20 – в контрольной). Применялись следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование уровня проявления психомоторных способностей с помощью Аппаратно-программного комплекса (АПК) «Спортивный психофизиолог», педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования был разработан и внедрен в учебно-тренировочный процесс юных лыжников-гонщиков 11-13 лет кинезиологический модуль «Психоэмоциональные всплески», направленный на развитие их психомоторных способностей. В содержание кинезиологического модуля входили упражнения, требующие быстрого определенного двигательного действия в ответ на соответствующий сигнал тренера (свисток, хлопок), что способствовало выработке адекватной реакции на внешние раздражители (стрессоустойчивости). Показано, что упражнения кинезиологического модуля, направленные на интеграцию психических качеств и двигательных способностей испытуемых, оказали положительное воздействие не только на уровень проявления психомоторики, но и на результаты их соревновательной деятельности.

Ключевые слова: кинезиологический модуль, психомоторная подготовленность, лыжники-гонщики, учебно-тренировочный процесс.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М., 1966. – 349 с.
  3. Головко Д.Е. Кинезиологический потенциал спортсменов как фактор управления тренировочным процессом / Д.Е. Головко, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – №  11. – С. 80-82.
  4. Загревская А.И. Онтодидактика как основа развития кинезиологического потенциала человека / А.И. Загревская // В сборнике: Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры. Сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. – 2018. – С. 281-287.
  5. Загревский В.И. Моделирование вращения звеньев биомеханической системы вокруг оси с заданными параметрами угловой ориентации / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 4. – С. 83-85.
  6. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной биомеханике с элементами кинезиологии. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.Б.  Коренберг. – М.: Советский спорт, 2011. – 206 с.
  7. Корягина Ю.В. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» (АПК «Спортивный психофизиолог») №  2010617789 / Ю.В. Корягина, С.В. Нопин // Программы для ЭВМ… (офиц. бюл.). – 2011. – № 1. – Ч. 2. – С. 308.
  8. Лубышева Л.И. В.К. Бальсевич – основоположник отечественной онтокинезиологии / Л.И. Лубышева // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА, 2013. – № 1 (16). – С. 189-191.
  9. Озеров В.П. Психомоторные способности человека / В.П. Озеров. – Дубна: «Феникс», 2002. – 320 с.
  10. Сурков В.И. Психомоторика спортсмена / В.И. Сурков. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 127 с.