Факторы эмоционального выгорания в работе тренера по художественной гимнастике

ˑ: 

Ф.Ф. Костов1
Доктор педагогических наук, профессор Г.Н. Пономарев1
Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко2
1Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – определение факторов эмоционального выгорания в работе тренеров по художественной гимнастике.
Методика и организация исследования. В психодиагностической части исследования использовались методики САН (самочувствие, активность, настроение) и MBI в редакции Н.Е. Водопьяновой, а также авторская анкета. Для статистической обработки применялся U-критерий Манна–Уитни. Данные методики САН указали на схожесть состояний тренеров с разным стажем работы и низкие результаты самооценки здоровья (n=23). Данные методики MBI соответствуют среднему уровню эмоционального выгорания. С помощью авторской анкеты выявлены основные факторы, влияющие на эмоциональное выгорание тренеров (n=28).
Результаты исследования и выводы. Исходя из полученных результатов, авторами выделяются такие значимые факторы трудовой деятельности, способствующие развитию эмоционального выгорания тренеров по художественной гимнастике, как: высокая профессиональная нагрузка, напряженность взаимодействия с родителями юных спортсменок, в том числе и во внерабочее время. Совокупность этих факторов может приводить к раннему развитию эмоционального выгорания у данных специалистов и другим негативным последствиям, в том числе к снижению их непосредственной профессиональной успешности.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, художественная гимнастика, тренер.

Литература

  1. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
  2. Костов Ф.Ф. Коррекция самооценки здоровья в системе профилактики реактивной астении у спортсменов 13 – 15 лет. / Ф.Ф. Костов, Г.Н. Пономарев, П.В. Родичкин // Теория и практика физ. культуры, – 2018. – № 8. – С. 9-11.
  3. Ольшанская С.А. Особенности проявления эмоционального выгорания тренеров по футболу / С.А. Ольшанская, С.Н. Караулова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 1. – С. 87-93.
  4. Полякова Т.А. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера / Т.А. Полякова, Р.Н. Юдина // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 220-226.