Коррекция личностной и ситуативной тревожности студентов на занятиях аэробикой

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1
Кандидат педагогических наук, профессор Л.М. Волкова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Г. Зуйкова2
Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Бушма2
Кандидат педагогических наук, доцент А.Ю. Липовка3
1Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург
3Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – коррекция личностной и ситуативной тревожности студентов за счет внедрения метода концентрированного обучения на учебных занятиях по аэробике.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 229 студентов 2-го курса Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого (СПбПУ), занимающихся по курсу учебной дисциплины «Физическая культура», на специализации «Аэробика». Проведено тестирование уровня личностной и ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.
Методическое сопровождение рабочей программы было построено таким образом, чтобы применяемые методы и средства аэробики помогли студентам адаптироваться к специфическим нагрузкам, координационной сложности упражнений, приобрести знания, умения и навыки практического материала по индивидуальной траектории, снизить эффект воздействия отрицательных стресс-факторов.
Результаты исследования и выводы. Результаты опроса студентов показали эффективность применяемой методики по следующим критериям: создание комфортной образовательной среды (91,7%); бесконфликтное взаимодействие субъектов учебного процесса (95,6%); дифференцированная помощь (86,0%). Таким образом, применение метода концентрированного обучения и комплекса сопровождающих методических приемов минимизирует воздействие учебных стресс-факторов, что приводит к снижению уровня личностной и ситуативной тревожности студентов – согласно контрольному тестированию снижение уровня тревожности при подготовке к учебным занятиям и демонстрации самостоятельных и творческих заданий отметили 97,1% студентов.

Ключевые слова: аэробика, концентрированное обучение, личностная тревожность, ситуативная тревожность, студенты.

Литература

  1. Бушма Т.В. Стрессоустойчивость студентов разных профилей обучения университета / Т.В. Бушма, Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №  6 (172) – С. 22-26.
  2. Дементьев К.Н. Использование технологии концентрированного обучения на занятиях аэробикой / К.Н. Дементьев, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2020. – № 2. – С. 24-26.
  3. Матиишена Е.В. Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов / Е.В. Матиишена // Молодой ученый. – 2016. – № 11. – С. 1770-1773.
  4. Милашина О.Г. Социально-психологический тренинг как средство коррекции ситуативной и личностной тревожности в условиях обучения в высшей школе // Вестник МГОУ. – М., 2007. – С.  260-266.
  5. Ханин Ю.Л. Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания/ Ю.Л. Ханин, Г.В. Буланова // Стресс и тревога в спорте. – М., 1983. – С. 261-267.