Организация спортивной деятельности людей с ограниченными возможностями

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Арнст1
Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Мартиросова1
Доцент Н.И. Мансурова1
1Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, Красноярск

Цель исследования – выявить особенности организации спортивной деятельности лиц с ограниченными возможностями на основе теоретического анализа.
Методика и организация исследования. В настоящее время занятия в адаптивном спорте проводят с 4 нозологическими группами: лиц с интеллектуальными нарушениями, с поражением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и слуха. В ходе исследования проводился анализ спортивной тренировки спортсменов-инвалидов, занимающихся легкой атлетикой на территории Красноярского края.
Результаты исследования и выводы. Адаптивные виды спорта как спортивная деятельность представляют оптимальное сочетание физических, психологических и социальных воздействий, отвечающих основным принципам реабилитации людей с ограниченными возможностями. Проведенный анализ организации спортивной деятельности людей с ограниченными возможностями привел к выводу, что постепенность и доступность дидактического материала при занятиях спортом создают предпосылки для овладения инвалидами разнообразными двигательными умениями для развития физических качеств и способностей, необходимых в их жизнедеятельности.

Ключевые слова: адаптивный спорт, нозологические группы, развитие физических способностей, физические упражнения, спортивная деятельность.

Литература

  1. Байкина Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н.Г. Байкина, А.В. Мутьев, Я.В. Крет // Адаптивная физическая культура. – 2002. – № 4 (12). – С. 14.
  2. Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры: учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, В.Г. Сусляев; под. ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.
  3. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А. Дмитриев. – М.: Советский спорт. – 1991. – 32 с.
  4. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением / Л.Н. Ростомашвили // Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. – СПб., 2001.
  5. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с
  6. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л.В. Шапкова / Под ред. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2001.