Использование стабилоплатформы для тренировки гимнастов с нарушениями слуха

ˑ: 

И.В. Новиков1
В.В. Новиков1
Доктор педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
1Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Цель исследования – определить влияние упражнений на стабилоплатформе на формирование координационных способностей гимнастов с нарушениями слуха.
Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в 2 этапа. На 1-м этапе была разработана методика занятий физической культурой с выключением упражнений на стабилоплатформе с детьми, имеющими нарушения слуха. На 2-м этапе проведён педагогический эксперимент по определению эффективности применения упражнений на стабилоплатформе как средства формирования координационных способностей детей с нарушениями слуха. Педагогический эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы-интерната для слабослышащих детей г. Челябинска в течение 3 месяцев. В эксперименте приняли участие 28 слабослышащих мальчиков в возрасте 7-9 лет. Были сформированы 2 группы слабослышащих мальчиков – одна контрольная группа, а другая – экспериментальная, в каждой группе находилось по 14 детей.
Результаты исследования и выводы. Показано, что занятия спортивной гимнастикой способствуют более эффективному формированию координационной способности к сохранению равновесия по сравнению с традиционной методикой занятий физическими упражнениями. Комплексное выполнение упражнений спортивной гимнастики и упражнений на стабилоплатформе с биологически обратной связью способствует наиболее эффективному формированию двигательно-координационных способностей гимнастов с нарушениями слуха.
Авторы приходят к мнению о необходимости внедрения упражнений на стабилоплатформе с биологически обратной связью в программу по физической культуре в специальных коррекционных школах.

Ключевые слова: стабилоплатформа с биологически обратной связью, координационные способности, дети с нарушениями слуха, методика, спортивная гимнастика.

Использованная литература

  1. Баулина О.В. Применение методики биологической обратной связи на основе стабилометрии в спортивной гимнастике / О.В. Баулина, Т.В. Истомина, Е.В. Снопкова // Известия ЮФУ. Технические науки. – 2014. – № 10 (159). – С. 210-219.
  2. Веневцева Ю.Л. Стабилометрия у молодых: от биомеханики к психологии / Ю.Л. Веневцева, М.Н. Куница, А.Х. Мельников // ВНМТ. –2012. – № 1. – С. 215-217.
  3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р.М. Атаханов. – М.: Академия, 2010. – 206 с.
  4. Кунельская Н.Л. Соматосенсорные расстройства и нарушение функции равновесия при поражении вестибулярного анализатора / Н.Л. Кунельская, А.Л. Гусева, Я.А. Бауш // Лечебное дело. – 2011. – № 4. – С. 85-90.
  5. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие / И.В. Манжелей. – М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 144 с.
  6. Новиков И.В. Особенности развития координационных способностей у детей с нарушением слуха / И.В. Новиков, Е.В. Квашнина // Материалы научной конференции молодых ученых «Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы», посвященной Дню российской науки / Под. ред. Е.Б. Малетиной. – Челябинск: УралГУФК, 2018. – С. 152-155.
  7. Прокопьев Н.Я. Динамика физического развития мальчиков 8 лет на начальном этапе занятий спортом / Н.Я. Прокопьев, А.М. Дуров. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2017. – С. 49-52.
  8. Шарова Т.Л. Влияние физических упражнений, используемых при реабилитации, на статокинетическую устойчивость детей с двигательными нарушениями / Т.Л. Шарова, Н.А. Гросс, И.Ю. Беркутова [и др.] // Вестник спортивной науки. – 2013. – № 3. – С. 52-54.