Особенности проявления свойств темперамента личности игроков сборных студенческих команд

ˑ: 

Кандидат педагогических наук А.В. Дворников1
Кандидат педагогических наук Ю.А. Хорева1
В.А. Григорьев2
1Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Москва
2Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – определить преобладающие типы темперамента и уровни проявления его свойств у игроков сборных команд вузов по волейболу, участвующих в московских студенческих спортивных играх.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы проводился анализ научно-методической литературы, а также было выполнено тестирование студентов-волейболистов с использованием опросника структуры темперамента В.М. Руссалова. В исследовании приняло участие
64 спортсмена (37 юношей и 27 девушек).
Результаты исследования и выводы. У студентов-волейболистов девушек и юношей преобладающим типом темперамента в рабочей и социальной сфере является смешанный тип.
В рабочей сфере у большинства волейболистов девушек и юношей наблюдается одинаковый уровень проявления свойств темперамента. В социальной сфере у большинства девушек и юношей свойства темперамента имеют различный уровень выраженности, что обуславливает
следующее:
• девушки имеют более высокий уровень потребности в социальных контактах и лидерстве, нежели большинство юношей;
• большинство девушек испытывают трудности в подборе форм социального взаимодействия, имеют низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремятся к поддержке монотонных контактов, а большинство юношей легко вступают в социальные контакты, переключаются в процессе общения, обладают большим количеством коммуникативных заготовок;
• у большинства юношей и девушек выявлены высокие значения речедвигательной быстроты, быстроты говорения, высокие скорости и возможности речедвигательного аппарата;
• большинство девушек имеют высокую чувствительность к неудачам в общении, юноши нечувствительны к оценке товарищей, уверены в себе и ситуациях общения.

Ключевые слова: волейбол, команда, студенты, темперамент, тип.

Использованная литература

  1. Беляев А.В. Волейбол / А.В. Беляев, М.В. Савин. – М.: Физкультура, образование, наука, 2000. – 368 с.
  2. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / Н.Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2007. – 496 с.
  3. Рыцарев В.В. Волейбол / В.В. Рыцарев // Теория и практика. – М.: Спорт, 2016. – 456 с.: ил.