Актуализация дополнительных программ подготовки на основе профессионального стандарта «Тренер»

Кандидат педагогических наук И.Б. Еремин1
К.А. Бирюкова2
Доктор педагогических наук, профессор С.С. Филиппов3
Доктор педагогических наук, профессор С.О. Филиппова4
1СШОР «Радуга», Санкт-Петербург
2Комитет по физической культуре и спорту, Санкт-Петербург
3Училище олимпийского резерва № 1, Санкт-Петербург
4СШ Красногвардейского района, Санкт-Петербург

Цель исследования – обоснование подхода к разработке дополнительных профессиональных программ на основе ПС «Тренер» с учетом индивидуальных потребностей тренеров.
Методика и организация исследования. В качестве методов исследования использованы анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс разработки программ, анкетный опрос тренеров спортивных школ Санкт-Петербурга (n=128). Тренерам спортивных школ, осуществляющих реализацию программ спортивной подготовки, было предложено оценить содержание трудовых действий, необходимых знаний и умений, выполнение которых требует получения    дополнительной информации в рамках освоения ДПП на курсах повышения квалификации. Среди опрошенных  тренеров примерно половину составляют женщины и мужчины, имеющие в большинстве своем высшее образование в области физической культуры и спорта, каждый пятый имеет среднее профессиональное образование. По стажу работы в спортивной школе 57,8%  респондентов имеют рабочий стаж до 5 лет. 
Результаты исследования и выводы. Анализ результатов исследования позволил утверждать, что сложившаяся система нормативно-правовых документов в полной мере определяет порядок разработки, содержание и структуру рассмотренных программ. Результаты анкетного опроса тренеров свидетельствуют о наличии индивидуальных потребностей  тренеров в получении необходимых знаний для практического выполнения требований ПС «Тренер». При разработке содержания дополнительных профессиональных программ необходимо опираться на выявленные потребности тренеров в информации.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, нормативно-правовые документы, профессиональный стандарт «Тренер»,  анкетный опрос тренеров.

Литература

  1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ - (дата доступа 20.02.2019)
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ – (дата доступа 20.02.2019)
  3. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148 н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 № 28534) [Электронный ресурс] // URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146970/ – (дата доступа 20.02.2019)
  4. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 № 29444) [Электронный ресурс] // URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/ – (дата доступа 20.02.2019)