Физическая культура в контексте современных проблем высшего образования

Кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Егоров1
Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Глузман2
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов3
1Тульский государственный университет, Тула
2Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Республика Крым
3Московский государственный областной университет, Москва

Цель исследования – проанализировать современную проблематику физической культуры в контексте трансформации парадигм образования и государственных образовательных стандартов в высшем образовании.
Методика и организация исследования. Использован комплекс теоретических методов, включающий анализ, синтез, сравнение и обобщение парадигмальных подходов в высшем образовании, а также традиционных и альтернативных образовательных концепций в физической культуре.
Результаты исследования и выводы.  Выявлена направленность научных парадигм в образовании. Дано теоретическое обобщение накопленных знаний и опыта в области физической культуры с позиции парадигмального подхода. Показаны роль и место физической культуры в структуре государственных образовательных стандартов высшего образования. Раскрыта структурно-содержательная основа тематических разделов примерной программы по физической культуре.
На основании проведенного теоретического анализа авторами делается вывод о том, что современные реалии высшего образования предполагают воплощение в давно ставшую традиционной практику обучения альтернативным концепциям образовательной деятельности. Противоречие между объективным требованием общества к уровню компетенций по физической культуре и преобладанием практико-ориентированного подхода при формировании образовательных функций вызывает необходимость разработки теоретико-методологических оснований образовательных технологий с позиции парадигмального подхода. В условиях актуализации ФГОС ВО физическая культура обеспечивает выполнение обязательных требований при формировании у будущих специалистов компетенции по поддержке должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, образовательная парадигма, высшее образование, образовательный стандарт, примерная программа.

Литература

  1. Агапова Н.Г. Парадигмальные ориентации и модели современного образования (системный анализ в контексте философии культуры): монография / Н.Г. Агапова. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2008. – 364 с
  2. Губа В.П. Межпредметные основы выявления способностей индивида в культурно-образовательном пространстве / В.П. Губа // Известия Российской академии образования. – 2014. – № 4 (32). – С. 114-124.
  3. Денисенко П.А. Историческое многообразие парадигм образования российского общества / П.А. Денисенко // Вестник Военного университета. – 2008. – № 4 (16). – С. 46-52.
  4. Егоров В.Н. Модульное структурирование теоретико-методического содержания дисциплины «Физическая культура» / В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2014. – Вып. 2. – С. 15-20.
  5. Егоров В.Н. Направленность и теоретико-методологическое обос­нование парадигмы здоровьесбережения и ее отдельных научных концепций / В.Н. Егоров // Мир спорта. – 2019. – №  4(77). – С. 81–85.
  6. Егоров В.Н. Проблематика реализации полипарадигмального подхода в физическом воспитании / В.Н. Егоров, Е.Д. Грязева, М.С. Леонтьева, С.А. Архипова // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 1. – С. 42.
  7. Егорова Е.В. Смена образовательных парадигм в современном образовании / Е.В. Егорова, Т.А. Лопатухина // Вестник ТГПУ. – 2017. – № 4 (181). – С. 118-122.
  8. Мальцева С.Г. Сравнительный анализ государственных стандартов трех поколений высшего профессионального образования для сферы туризма / С.Г. Мальцева, М.В. Теодорович // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 8 (114). – С. 124-128.
  9. Михайлова Т.В. Интеграция современного спортивного образования в странах Европейского Союза / Т.В. Михайлова, Е.А. Павлов, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 12. – С. 95-98.
  10. Федотова В.С. Дискурсивный анализ парадигм образования на современном этапе: становление новой парадигмы образования / В.С. Федотова // Современная наука: теоретические, практические и инновационные аспекты развития: коллективная монография. Т. 1. / отв. ред. О.П. Чигишева. – Ростов н/Д: Научное сотрудничество, 2017. – 221 с.
  11. Шубина Н.А. Место культурологической парадигмы в современном образовании / Н.А. Шубина // Образование и наука. – 2007. – № 5 (47). – С. 41-48.
  12. Ямбург Е.А. Гармонизация педагогических парадигм – стратегия развития образования / Е.А. Ямбург // Учительская газета. – 2004. – № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ug.ru/archive/3365 (дата обращения: 10.04.2020).