Готовность школьников среднего возраста с интеллектуальными нарушениями к выполнению нормативов ВФСК ГТО

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент В.К. Климова1
Доктор педагогических наук, профессор Л.Н. Волошина1
Кандидат педагогических наук, доцент Я.В. Стрелкова1
Кандидат педагогических наук Т.А. Миронова1
1Белгородский государственный национальный  исследовательский университет, Белгород

Цель исследования – определение степени готовности мальчиков 11-12 лет с интеллектуальными нарушениями, имеющих диагноз «Легкая умственная отсталость» и «Минимальная мозговая дисфункция», к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Методика и организация исследования: анализ научно-методической литературы, анализ медицинских карт, определение гармоничности физического развития, педагогическое тестирование (предлагалось выполнить 3 обязательных теста и 3 теста по выбору ВСФК ГТО), методы математической статистики. В исследовании приняло участие 40 школьников, по 20 мальчиков 11 и 12 лет, с интеллектуальными нарушениями.
Результаты исследования и выводы. По результатам проведенного анализа выявлено негармоничное развитие обследованного контингента, обус­ловленное преобладанием массы тела и снижением ростовых параметров. При первом тестировании в начале учебного года установлено, что развитие физических качеств мальчиков обоих возрастов ниже установленных нормативов бронзового знака комплекса ГТО. Явное отставание наблюдается в показателях развития выносливости, силы и скоростно-силовых качеств. В конце года при повторном тестировании рост значений некоторых исследуемых показателей был статистически значимым в обеих группах. Выполнение ряда тестов участниками исследования соответствовало  нормативам бронзового знака, однако  полный комплекс тестов на получение знака ВФСК ГТО не выполнил ни один участник исследования. Полученные результаты подтверждают наличие проблем в развитии физических качеств у мальчиков 11-12 лет с интеллектуальными нарушениями, что соотносится с результатами современных исследований и нацеливает на системную комплексную подготовку детей к сдаче нормативов ВФСК ГТО в урочных и внеурочных формах работы.

Ключевые слова: готовность, ВФСК ГТО, интеллектуальные нарушения, тес­ты.

Литература

  1. Васянина И.И. Организация и содержание физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре учащихся с легкой умственной отсталостью: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.И. Васянина [Текст]. –  Санкт-Петербург: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2016. – 24 с.
  2. Евсеев С.П. Подготовка школьников 13-14 лет с интеллектуальными нарушениями к выполнению нормативов испытаний (тестов) ВФСК ГТО для инвалидов в процессе урока физической культуры [Текст] / С.П. Евсеев, А.А. Шелехов,  А.В. Титова // Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов: теория и практика: сб. материалов II Всероссийской  научно-практической конференции. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – С. 10-12.
  3. Евсеев СП. Классификация тестов, норм и способов оценки физической подготовленности инвалидов как предпосылка научного обоснования компонентов обеспечения для них доступности центров тестирования ВФСК ГТО [Текст] / СП. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.В. Аксенов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 7 (149). – С. 57-66.