Дифференцированные шкалы оценки индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций студентов-баскетболистов

Аспирант Ли ЮнФан1
Кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Е.В. Черкашина2
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент А.И. Иванов3
1Шэньчжэньский университет, Шэньчжэнь, КНР
2Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск
3Якутская государственная сельскохозяйственная академия,  Якутск

Цель исследования – повышение эффективности контроля студентов-баскетболистов на основе дифференцированных шкал оценки индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций спортсменов.
Методика и организация исследования. В исследовании приняло участие 34 студента, занимающихся баскетболом. Возраст игроков составил 20±1,34 года, стаж занятий спортом – 5±0,48 года. На момент проведения психофизиологического тестирования студенты-спортсмены были практически здоровы по результатам медицинского осмотра, от них было получено письменное согласие на участие в обследовании. С применением компьютерной системы «Диагност-1» (Н.В. Макаренко, В.С. Лизогуб) были получены данные индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций баскетболистов, такие как время латентных периодов простых и сложных зрительно-моторных реакций, ошибки при переработке информации различной сложности, минимальное время экспозиции сигнала и время выхода на минимальную экспозицию при определении уровня функциональной подвижности и силы нервных процессов. Исследования проходили на базе Шэньчжэньского университета (г. Шенчжень, КНР).
Результаты исследования и вывод. Определены показатели нейродинамических функций студентов-спортсменов, которые впоследствии были подвергнуты математико-статистической обработке с целью разработки дифференцированных шкал оценки. Расчеты осуществлялись на основе использования сигмовидных шкал по методике В.М. Зациорского.  Внедренные в учебно-тренировочный процесс баскетболистов Шэньчжэньского университета (КНР) разработанные пятибалльные оценочные шкалы способствовали повышению эффективности оперативного и текущего контроля спортсменов.

Ключевые слова: баскетбол, контроль, оценка психофизиологического состояния, нейродинамические функции.

Литература

  1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 152 с
  2. Коробейніков Г.В. Оцінка та корекція психофізіологічних станів у спорті: навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів / Г.В. Коробейніков, Л.Г. Коробейнікова, Ж.Л. Козіна. – Харків, 2012. – 340 с.
  3. Криворученко Е.В. Влияние применения биопродукта из северного сырья «эпсорин» на психофизиологическое состояние спорт­сменов в басс-рестлинге / Е.В. Криворученко, И.А. Черкашин, Н.П. Олесов и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 8. – С. 98-100.