Высшее образование в условиях устойчивого развития: физическая культура, спортивная и рекреационная деятельность

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат социологических наук, доцент Н.Н. Кармаева1
Доктор социологических наук, профессор Н.А. Кармаев2
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Таймазов2
1Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Цель исследования – представить обзор недавних зарубежных исследований высшего образования в области спорта, физического воспитания, рекреации, которые раскрывают тематику устойчивого развития в данной области.
Методика и организация исследования. Были рассмотрены статьи, опубликованные в ведущих международных журналах за последние 10 лет, в интересующей области (например, «Спорт, образование и общество»). Работы были отобраны в соответствии с критериями: 1) фокусировка на одной из функций вуза (например, преподавание); 2) и на аспектах устойчивого развития.
Результаты исследования и выводы. Краткий анализ литературы по теме устойчивости в высшем образовании в области спорта, физического воспитания и рекреации, выявил 4 основных измерения этой проблематики. Во-первых, каждое измерение полидисциплинарно. Во-вторых, эти измерения взаимосвязаны. В-третьих, проблематика устойчивого развития требует междисциплинарного подхода. Несмотря на это, рассмотренные работы специализированы и рассеяны по разным дисциплинам. Поэтому междисциплинарный диалог по данной тематике затруднен.
Проблемы устойчивого развития имеют планетарный характер, но научная дискуссия на международном уровне ограничена. Хотя это не было фокусом данной работы, можно отметить, что большинство рассмотренных исследований были реализованы в развитых странах. Отдельные исследования развивающихся стран скорее сконцентрированы в области «спорт для развития». Исследования России почти не представлены.
Практическая ценность этого анализа заключается в признании принципов системности в высшем образовании. Как показывает научная дискуссия, гуманитарные науки, такие как история, социология, культурология и философия, особенно важны для повышения системной осведомленности студентов и их способности рефлексировать о сложной природе устойчивого развития.

Ключевые слова: высшее образование, спорт, физическая культура, устойчивое развитие, цели устойчивого развития.

References

  1. Amador F., Martinho A. P., Bacelar-Nicolau P., Sandra Caeiro S., Oliveira C. P. (2015) Education for sustainable development in higher education: evaluating coherence between theory and praxis // Assessment & Evaluation in Higher Education. Vol. 6. № 40. P. 867-882
  2. Barker D., Barker-Ruchti N., Wals A., Tinning R. (2014) High performance sport and sustainability: a contradiction of terms? // Reflective Practice. Vol. 15. №1. P. 1-11.
  3. Buckley J. B., Michel J. O. (2020) An Examination of Higher Education Institutional Level Learning Outcomes // Innovative Higher Education. Vol. 1. №1. P. 3-17.
  4. Coleman K., Gould R. (2019) Exploring just sustainability across the disciplines at one university // The Journal of Environmental Education. № 50. P. 223–237.
  5. Denison J., Mills J. P., Konoval T. (2017) Sports’ disciplinary legacy and the challenge of ‘coaching differently // Sport, Education and Society. Vol. 6. № 22. P. 772–783.
  6. Everett J. (2008) Sustainability in higher education: Implications for the disciplines // Theory and Research in Education. Vol 6. № 2. P.  237-251.
  7. Forsyth J.J., Jones J., Duval L., Bambridge A. (2019) Opportunities and barriers that females face for study and employment in sport // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. № 24. P.  80–89.
  8. Hextrum K. (2020) Amateurism revisited: how U.S. college athletic recruitment favors middle-class athletes // Sport, Education and Society. Vol 1. № 25. P. 111-123
  9. Kawagley A. and Barnhardt R. (1999) Education indigenous to place: Western science meets Native reality / Smith, G and Williams, D. // Ecological education in action: on weaving education, culture, and the environment. – 1999. Albany, NY: State University of New York Press. P. 117–142.
  10. Leseth A., Engelsrud G. (2019) Situating cultural diversity in movement. A case study on physical education teacher education in Norway // Sport, Education and Society. №5. Vol. 24. P. 468-479.
  11. Nols Z., Haudenhuyse R., Spaaij R., Theeboom M. (2019) Social change through an urban sport for development initiative? Investigating critical pedagogy through the voices of young people // Sport, Education and Society, Vol. 24, № 7. P. 727-741
  12. OECD (2018) The Future of Education and Skills: Education 2030. [Electronic resource]. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20.pdf. – (03.12.2019).
  13. SDG Fund Secretariat (2018) The Contribution of Sports to the Achievement of the Sustainable Development Goals: A Toolkit for Action (SDG Fund Secretariat, 2018) [Electronic resource] Available at: https://www.sdgfund.org/sites/default/files/report- sdg_fund_sports_and_sdgs_web.pdf – (03.12.2019).
  14. UNESCO (2015) Rethinking Education. Towards a global common good? [Electronic resource] Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232555 – (03.12.2019).
  15. Whatman S., Quennerstedt M., McLaughlin J. (2017) Indigenous knowledges as a way to disrupt norms in physical education teacher education. Asia-Pacific Journal of Health, Sport and Physical Education. Vol. 8. № 2. P. 115-131.