Подготовка спортивных кадров: широкий профессионал или узкий специалист?

ˑ: 

Современная спортивная отрасль нуждается в специалистах, способных решать разнообразные задачи – от массового вовлечения в занятия физическими упражнениями, формирования здорового образа жизни населения до эффективной организации тренировочного процесса, способного привести спортсмена к достижению спортивной победы и установлению рекорда.
Нынешний бакалавр – это специалист широкого профиля, компетенции которого позволяют ему быть востребованным на рынке труда. Тем не менее трудоустройство выпускников спортивных вузов по-прежнему остается актуальной проблемой и для молодых специалистов, и для работодателей.
Сегодня практикуется как централизованное, так и свободное трудоустройство выпускников. По данным Росстата, доля приема студентов в спортивные вузы повышается до 30 %, поэтому направление на работу в отрасли получают, как правило, около 50 % выпускников. Однако остаются работать по специальности не более 20 %. Примерно 10 % выпускников, получивших среднее и высшее образование, сразу же призываются на службу в ряды Российской армии. Остальные уходят из сферы физической культуры и спорта из-за отсутствия необходимых условий и низкой оплаты труда.
Самостоятельным направлением по реформированию российского образования является стремление приблизить его к европейским стандартам. Такое сближение осуществляется путем достижения унификации базовых образовательных программ на первом этапе обучения и многообразных специализированных программ на заключительном этапе получения высшего образования.
Отличительной особенностью европейского образования является то, что 20 % учебного времени отводится на научно-ис­сле­до­ва­те­льскую работу. В таком случае меняются функции преподавателя, выступающего в большей степени в роли консультанта, чем обычного педагога.
В связи с этим обществу нужно определиться, кто востребован на российском рынке труда в отрасли физической культуры и спорта: тренер-педагог, воспитатель, который способен эффективно готовить спортсмена для достижения высокого спортивного результата, воспитать гражданина, гармонично развитую личность, или узкий специалист, который может консультировать и эффективно решать задачи спортивной подготовки? В зависимости от понимания социального заказа общества на подготовку специалиста должны использоваться адекватные данному заказу образовательные модели. Уже три года, начиная с 2017, на территории РФ действуют профессиональные стандарты, в которых определены требования к образованию и обучению. На сегодняшний день в области физической культуры и спорта утверждено 11 профессиональных стандартов, но только пять из них затрагивают профессиональное образование в данной сфере: тренер, инструктор-методист, специалист по антидопинговому обеспечению, спортивный судья, руководитель спортивной организации. Поэтому очевидно, что необходимо изменить принцип подготовки профессиональных кадров, который будет включать не только обучение, но и дополнительные программы профессиональной переподготовки.
Тем не менее ориентация современного выпускника спортивного вуза на профессиональную самореализацию очень высока, так как многие студенты-спортсмены находятся в сфере физической культуры и спорта с раннего детства и остаются в ней продолжительное время, порой до 10–12 лет. Однако опыт спортсмена требует усиленной профессиональной подготовки. Поэтому доминирующую установку студента-спортсмена, заканчивающего спортивную карьеру, следует подкреплять качественным профессиональным образованием. Известно, что чем основательнее профессиональная подготовка, полученная в вузе, тем реже выпускники изменяют своей специальности. Профессия становится частью самого молодого специалиста. В дальнейшем проявление профессионального мастерства и разнообразных личностных качеств становится для него необходимостью, заставляет жить с полной отдачей сил.
Актуальность проблемы востребованности выпускников спортивных вузов подчеркивают авторы первой статьи «Перспективы» доценты Н. Г. Закревская, Г. А. Андросова, Е.Я Михайлова и преподаватель А. Н. Щенников (Санкт-Петербург), которые провели анализ данной проблемной ситуации и предложили пути ее решения. Ученые отмечают, что объективными индикаторами качества профессиональной подготовки является удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации, обучаюшихся по основным профессиональным образовательным программам высшего образования. При отсутствии качественной информационной базы трудоустройства выпускников целесообразным является использование инструментов социологических исследований.
Согласно полученным данным, основными причинами снижения охвата выпускников профильным трудоустройством являются недостаточная развитость отраслевой инфраструктуры, нежелание молодых специалистов в области физической культуры и спорта трудиться на предлагаемых условиях, в первую очередь по уровню заработной платы. Для мониторинга востребованности бакалавров и магистров в области физической культуры и спорта важное значение имеет изучение профессиональных планов и намерений выпускников, выявление условий и возможностей влияния на их профессиональную мобильность.
По нашему глубокому убеждению, процесс трудоустройства выпускников спортивных вузов будет успешным только в случае, если существенно повысить эффективность развития отрасли физической культуры и спорта, ее статус и социальную значимость.
Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева