Взаимосвязь образа физического «Я» с уровнем личностной рефлексии студенток, занимающихся спортом

Кандидат психологических наук, доцент О.И. Каяшева1, 2
Доктор психологических наук, профессор З.Г. Ханова3
Кандидат психологических наук, доцент Д.Н. Ефремова1
Кандидат психологических наук, доцент М.Б. Позина3
1Российский государственный гуманитарный университет, Москва
2Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
3Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва

Цель исследования – выявить взаимосвязь образа физического «Я» с уровнем личностной рефлексии у студенток, занимающихся спортом.
Методика и организация исследования. В 2018/2019 г. в исследовании приняло участие 100 студенток гуманитарного профиля подготовки в возрасте от 18 до 22 лет, обучающихся в вузах Москвы и занимающихся различными видами спорта. В исследовании использовались: опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» В.А. Лабунской и Е.В. Белугиной, методика «Уровень личностной рефлексии» О.И. Каяшевой, опросник «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» (женский вариант) Дополнительно применялся метод математической статистики (Спирмен) для выявления взаимосвязей между компонентами образа физического «Я» студенток вуза и уровнем личностной рефлексии.
Результаты исследования и выводы. Для студенток, занимающихся спортом, характерны более высокая оценка своего образа физического «Я» в настоящем, чем в прошлом; расхождения между оценкой соответствия своего тела идеальным представлениям при сохранении положительной оценки своей внешности; адекватная оценка схемы тела. У девушек выявлены среднеположительная и положительная оценки своего лица, внешности, оформления внешнего облика и выразительного поведения; средний и высокий уровни личностной рефлексии. В исследовании были определены значимые взаимосвязи между отдельными компонентами образа физического «Я» (оценкой лица, оценкой выразительного поведения) и уровнем личностной рефлексии студенток, занимающихся спортом.

Ключевые слова: образ физического «Я», рефлексия, личностная рефлексия, спортивная деятельность.

Литература

  1. Варлашкина Е.А. Гендерные особенности образа физического «Я» / Е.А. Варлашкина, М.М. Буланбаева // Вестник Омского университета. – 2012. – № 2. – С. 4-12.
  2. Каяшева О.И. Развитие личностной рефлексии клиентов в процессе психологического консультирования и психокоррекции / О.И. Каяшева. – СПб.: НИЦ АРТ, 2015. – 273 с.
  3. Лабунская В.А.  Методика «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» / В.А. Лабунская, Е.В. Белугина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://megapredmet.ru/1-35966.html (дата обращения 07.04.2019).
  4. Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Исследование проблем творчества. – М.: Наука, 1983. – С. 154-182.
  5. Тхостов А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
  6. Черкашина А.Г. Методика исследования самоотношения к образу физического «Я» / А.Г. Черкашина // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2008. – № 2 (4). – С. 71-89.
  7. Эльмурзаев М.А. Социальный аспект адаптационно-восстановительной модели физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, С-А. М. Аслаханов, А.И. Коваленко // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 4. – С. 34-36.