Воспитание элементов трудовой культуры младшего школьника в процессе физкультурного образования

Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Панкратович1
Доктор педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1
Ю.Г. Шеворакова1
1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Цель исследования – выявить влияние физической культуры на воспитание элементов трудовой культуры младших школьников.
Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие школьники 4-х классов г. Оренбурга, которые занимались по разработанной методике, основными положениями которой являются: формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к деятельности; погружение обучающихся в продуктивную физкультурно-спортивную деятельность. Формирование эмоционально-ценностного отношения к деятельности ориентировано на осознание школьниками ценности знаний по физической культуре, желание добиться успехов и получить одобрение со стороны педагога, родителей и сверстников, наличие желания и интереса трудиться, получить удовлетворение от завершенного дела – все это определяет его мотивацию к деятельности. Погружение обучающихся в продуктивную деятельность предполагает формирование у школьников конструктивных умений (умений планировать деятельность, выполнять ее в соответствии с условиями заданий). Планирование направлено на выработку у занимающегося определенной системы двигательных действий, приемов, операций, анализа условий выполнения заданий, т.е. то, что определяет структуру любой трудовой деятельности.
Результаты исследования и выводы. Внедрение в образовательный процесс методики трудового воспитания позволило выйти на более высокий уровень ее элементов: организационные умения (соблюдение гигиенических норм и требований при подготовке и проведении физкультурных занятий; соблюдение правил безопасности мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования; умение рационально использовать время – выполнять задания в полном объеме на уроке и во внеурочное время); регулятивные умения (умения планировать деятельность; контролировать качество работы и анализировать результаты деятельности); коммуникативные умения (умения работать в команде – учебное сотрудничество, проявлять инициативность, активность и творческое начало в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий). Кроме того, педагогическое взаимодействие «педагог-обучающийся», «обучающийся-обучающийся», «обучающийся-педагог-обучающийся» привели к максимуму обобщения знаний младших школьников в единую картину мира на основе освоения трудового опыта человека в процессе занятий физической культурой.

Ключевые слова: трудовая культура, младший школьник, воспитание, физкультурное образование.

Литература

  1. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. – 2-е изд., испр. и доп. / Д.Е. Аксенов. – М.: Просвещение, 1983. – 336 с.
  2. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе: программно-метод. пособие. – Славянск н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000. – 32 с.
  3. Иголкина Е.Е. Формирование культуры труда младших школьников на уроках трудового обучения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Е Иголкина. – Оренбург, 2002. – 22 с.
  4. Коровин С.С. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности: учеб. пособие для обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры направлений подготовки 44.03.01, 44.03.05, 44.04.01, 49.03.01 / Мин-во образования и науки РФ; ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т» / С.С. Коровин, Т.М. Панкратович. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. – 212 с.
  5. Кочетов А.И. Основы трудового воспитания / А.И. Кочетов. – Минск: Нар. асвета, 1989. –289 с.
  6. Кукушкин В.С. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.