Комплексный подход в формировании представлений о двигательных действиях у обучающихся на уроках физической культуры

О.В. Кудрявцева1
Кандидат педагогических наук, профессор Е.Е. Биндусов2
Кандидат педагогических наук, доцент М.В. Соловых3
1Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва
2Московская государственная академия физической культуры, Москва
3Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Москва

Цель исследования – повысить физическую подготовленность пятиклассников на основе комплексного подхода в формировании их представлений о двигательных действиях.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе МОУ лицей г. Электрогорска, МО. В педагогическом эксперименте приняло участие 49 пятиклассников, которые составили контрольную и экспериментальную группы. Контрольная группа занималась по традиционной методике. Экспериментальная группа – по разработанной методике с учетом максимально доступной нагрузки. Комплексный подход обеспечивался включением целевых рационально подобранных методик для формировании представлений о двигательных действиях у обучающихся на уроках физической культурой.
Результаты исследования и выводы. Практическая значимость работы отражена в повышении у школьников следующих комплексных показателей: технической подготовленности, физической подготовленности, осознанной индивидуальной саморегуляции поведения, социально-значимых личностных качеств, семантики эмоционально-чувственного состояния психики. Авторами делается вывод, что целесообразное применение подобранных оригинальных методик, разработанных комплексов физических упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся способствует эффективной соревновательной деятельности школьников, повышению их интереса к занятиям ФКиС. Результаты исследования могут быть использованы педагогами, тренерами различных видов спорта на всех этапах спортивной подготовки, специалистами сферы физической культуры и спорта.

Ключевые слова: представления о двигательных действиях, урок физической культуры, обучающиеся, комплексный подход.

Литература

  1. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям / Ю.К. Гавердовский // Биомеханика. Методология. Дидактика. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с., ил.
  2. Кудрявцева О.В. Психолого-педагогическая технология обучения двигательным действиям на занятиях физической культурой школьников 5-10-х классов / О.В. Кудрявцева и др. – М.:  Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 5. – С. 18-23.
  3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с., ил.
  4. Моросанова В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход / В.И. Моросанова // Вопросы психологии. – 2011. – С. 132-144.