Шахматы как предмет исследования и как учебный предмет в школе

Кандидат педагогических наук, доцент Д.Г. Шитов1
Кандидат философских наук, доцент А.М. Илюшин1
Доктор медицинских наук, профессор А.Н. Онищенко1
Кандидат социологических наук, доцент Е.В. Каминская1
1Саратовская государственная юридическая академия, Саратов

Цель исследования – на основе анализа научного материала, посвященного изучению шахмат, выявить возможности введения шахмат в школьную программу в качестве обязательного предмета.
Методика и организация исследования. В ходе исследования анализировались основные подходы к изучению шахмат в математике, кибернетике, прикладной математике, практической механике, психологии, социологии. Важным в статье является рассмотрение вопроса введения шахмат в качестве обязательного предмета для всех школьников.
Результаты исследования и выводы. Авторы отмечают, что наибольшую сложность при этом представляют вопросы подготовки педагогов и внедрения программ шахматного образования в школах. В частности, потребуется сформировать у учителей дополнительные компетенции.
Итогом работы стал вывод о том, что польза занятий шахматами для разнопланового развития детей бесспорна, но целесообразность введения шахмат в обязательную программу общеобразовательных школ России для учащихся всех школьных возрастов подвергается сомнениям, так как это требует особого подхода, специфических методических приёмов, индивидуального подхода к учащимся, их интересам и способностям. Авторы отмечают, что в начальной школе дополнительный обязательный урок шахмат, учитывая очевидную пользу для детей, может быть введён. Но он не должен заменять 3-й урок физической культуры. А с 5-го класса шахматы могут выступать в виде факультатива.

Ключевые слова: шахматы, информационные виды спорта, обучение игре в шахматы.

Использованная литература

  1. Ботвинник М.М. Люди и машины за шахматной доской / М.М. Ботвинник // Аналитические и критические работы 1926-1986: Статьи, воспоминания. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 224-229.
  2. Евтеев А.А. Шахматы как предмет в общеобразовательной школе / А.А. Евтеев, Д.М. Курбанова, А.В. Дорофеев // Актуальные проблемы науки и образования в современном вузе: Сб. трудов IV Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 428-432.
  3. Костров В.В. Шахматы в школе и дома: учебник. 1-2-е классы / В.В. Костров. – СПб.: Изд-во «Литера», 2018. – 256 с.
  4. Уманская Э.Э. Шахматы в школе (1-й год обучения) / Э.Э. Уманская, Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.
  5. Шитов Д.Г. Шахматы как предмет исследований в различных научных дисциплинах / Д.Г. Шитов, А.М. Илюшин // Потенциал современной науки. – 2016. – № 8 (25). – С. 48-59.