Теоретические подходы к спортизации физического воспитания дошкольников

Доктор педагогических наук, доцент С.В. Ерегина1
Кандидат педагогических наук К.Н. Тарасенко2
1Московский государственный институт физической культуры, спорта и туризма им. Ю.А. Сенкевича, Москва
2Детско-юношеский спортивный клуб «Явара-М», Москва

Цель исследования – теоретически и методически обосновать подходы к спортизированному физическому воспитанию дошкольников средствами дзюдо.
Методика и организация исследования. Наблюдение за практикой внедрения элементов дзюдо в физическое воспитание дошкольников 3-6 лет проводилось в 2019 г. на базе детских образовательных учреждений Сочинского р-на Краснодарского края. В исследовании приняло участие 10 инструкторов по дзюдо и свыше 150 детей 3-6 лет. Для достижения цели исследования использовались теоретические методы, применялись структурно-функциональный и системный методы, проводился опрос инструкторов.
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования авторами описаны особенности использования вида спорта в физическом воспитании детей дошкольного возраста, определены основы использования элементов вида спорта на занятиях с детьми, перечислены методические особенности использования упражнений дзюдо для детей 3-6 лет.
Авторами делаются выводы, что спортизация в физическом воспитании дошкольников частично охватывает элементы спортивной деятельности, исключаются соревнования и методики специальной физической подготовки. Средства и методы, используемые на занятиях с детьми 3-6 лет, должны соответствовать их возрастным особенностям. Упрощённые спортивные упражнения из вида спорта, используемые на занятиях с детьми дошкольного возраста, не должны иметь спортивных целей. Они решают оздоровительные и образовательные задачи, содействуют формированию у детей первичного интереса к спортивной деятельности.

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, дети, спортивная культура личности, упражнения дзюдо.

Литература

  1. Ерегина С.В. Физическая культура с начальными формами упражнений дзюдо для детей 3-6 лет. Рабочая программа: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / С.В. Ерегина. – М.: Просвещение, 2020. – 180 с.
  2. Жмулин А.В. Рабочая программа по физической культуре для старшей школы с использованием спортивно-ориентированных технологий / А.В. Жмулин, С.В. Ерегина, Г.Л. Латыпова. – М.:  Национальный книжный центр, 2018. – 152 с.
  3. Зарипов Р.Р. Игровой метод в развитии координационных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, занимающихся ушу / Р.Р. Зарипов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – №  6. – С. 34-35.
  4. Лубышева Л.И. Спортизация образовательных школ: концептуальные основы и технологические решения / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 1. – С. 5-8.
  5. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
  6. Семенов Л.А. Состояние кондиционной физической подготовленности детей-выпускников дошкольных образовательных организаций в контексте реализации требований ФГОС / Л.А. Семенов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 1. – С. 26-29.
  7. Физическая культура и спорт в России: Новые вызовы современности: монография / С.В. Алексеев, В.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. – С. 442-444.
  8. Чернышенко Ю.К. Спортизация воспитания в условиях дошкольной образовательной организации детей 3-7 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Е.В. Демидова, Р.И. Соленова // Научно-методический электронный журнал «Концепт» – 2016. – Т. 10. – С. 321-325. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56872.htm.