Развитие координационных способностей девочек 9-10 лет в художественной гимнастике

Кандидат педагогических наук Е.В. Беклемишева1
Е.Д. Хамед1
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель исследования – развитие координационных способностей у детей 9-10 лет на основе двигательных действий со скакалкой и мячом в художественной гимнастике.
Методика и организация исследования. Работа проводилась с группой гимнасток 9-10 лет в составе 10 человек, имеющих II или III спортивный разряд по художественной гимнастике. Технику исполнения проверял тренер. На 1-м этапе проведено первоначальное тестирование. Гимнасткам было предложено 10 контрольных упражнений. Каждая тестируемая гимнастка должна выполнять упражнение одновременно двумя руками, в одной – мяч, в другой – скакалка. Все гимнастки были разделены на контрольную и экспериментальную группы. Участницы контрольной группы занимались по обычной программе, участницам экспериментальной группы был предложен комплекс упражнений на развитие координационных способностей с использованием предметов художественной гимнастики – скакалки и мяча. На 2-м этапе было проведено повторное тестирование. На 3-м этапе проводился сравнительный анализ полученных данных в начале и в конце тестирования.
Результаты исследования и выводы. Полученные данные свидетельствуют о том, что во всех испытаниях в экспериментальной группе гимнасток 9-10 лет присутствует достоверность различий, полученных результатов. Значит, внедрение экспериментального комплекса упражнений с двумя предметами – мячом и скакалкой в тренировочный процесс по художественной гимнастике оказало эффективное влияние на координационную подготовленность спортсменок 9-10 лет, что положительно сказалось на технике владения предметами и повысило их результат.

Ключевые слова: координация, координационные способности и ловкость, координационная сложность упражнений, техническая подготовленность, шкала оценки технической подготовленности гимнасток.

Использованная литература

  1. Варакина Т.Т. Упражнения с предметами / Т.Т. Варакина, Л.Н.  Кудряшова, Т.Л. Маркова. – М.: Физкультура и спорт. 1973. – 215 с.
  2. Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: дис. … канд. пед. наук / И.А.  Винер. – СПб., 2003. – 20 с.
  3. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений: популярное учеб. пособие / Ю.К. Гавердовский. – М.: Терра-Спорт, 2002. – 512 с.
  4. Гавердовский Ю.К. Гимнастика: лекции: учеб.-метод. пособие / Ю.К. Гавердовский, А.Б. Лагутин. – М.: Физическая культура, 2012. – 90 с.
  5. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  6. Лях В.И. Координационные способности школьников. Основы тестирования и методики развития [Текст] / В.И. Лях. – М.:  Физическая культура в школе. – 2000. – № 5. – С. 3-10.
  7. Художественная гимнастика: учебник для институтов физ. культуры / Под ред. Л.А. Карпенко. – М.. 2003. – 282 с.
  8. Художественная гимнастика: учебник для институтов физ. культуры / Под ред. Т.С. Лисицкой. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 232 с