Особенности психомоторики дошкольников с минимальными нарушениями развития

Кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Бутко1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Р. Шашкина1
Кандидат педагогических наук, доцент Г.В. Кузнецова1
1Московский городской педагогический университет, Москва

Цель исследования – выявление общих особенностей двигательной сферы детей с минимальными нарушениями развития для определения наиболее адекватных методов и подходов к преодолению недостатков их психомоторного развития.
Методика и организация исследования. Проведено изучение психомоторики детей с минимальными нарушениями развития, а именно с задержкой психического развития (ЗПР) и с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В качестве диагностических методик были взяты нейропсихологические пробы для рассмотрения движений и действий, предложенные И.Ф. Марковской для изучения детей младшего школьного возраста и адаптированные Г.А. Бутко для дошкольников.
Результаты исследования и выводы. Полученные данные показали наличие у многих обследованных детей, в том числе и считающихся нормально развивающимися, минимальных органических поражений ЦНС. Для преодоления недостатков моторики и психомоторики детей с негрубыми нарушениями развития, авторами предложено включение в коррекционный процесс психолого-педагогических технологий, направленных на развитие как общей и мелкой моторики, так и важнейших компонентов движений, составляющих основу нормального психомоторного развития ребенка. А именно: зрительно-пространственной и слухо-моторной координации, пространственного праксиса, динамической и статической координации движений, праксиса позы, одновременности движений, конструктивного праксиса и графомоторных навыков. Развитие всех этих компонентов наиболее эффективно проводить на занятиях коррекционной ритмикой, а для развития графомоторных навыков использовать изобразительную деятельность дошкольников. По мнению авторов, данный комплекс психолого-педагогических мероприятий обеспечит подготовку ребенка-дошкольника с проблемами развития к школьному обучению в системе инклюзивного образования.

Ключевые слова: психомоторика, моторика, дети с минимальными нарушениями развития, коррекционная ритмика, изобразительная деятельность.

Литература

  1. Бутко Г.А. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития / Г.А. Бутко, О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова // Вестник Мининского университета. – 2019. – Т. 7. – № 3. – С. 6.
  2. Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности / Е.А. Екжанова. – СПб.: Сотис, 2002. – 256 с.
  3. Кузнецова Г.В. К проблеме эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье / Г.В. Кузнецова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2018. – № 2 (76). – С. 53-63.
  4. Левченко И.Ю. О некоторых тенденциях развития современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / И.Ю. Левченко, Е.О. Чижикова, Г.А.  Бутко // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2019. – № 2. – С. 46-55.
  5. Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная и др.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
  6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. – М.: Компенс-центр, 1993. – 198 с.
  7. Шашкина Г.Р. Коррекционная ритмика для дошкольников с задержкой психического развития / Г.Р. Шашкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Научно-методический и практический журнал. – М.: Школьная пресса, 2018. – № 3. – С. 48-53.