Разработка адаптивной методики физического развития детей с умственной отсталостью

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Арнст1
Доктор педагогических наук, доцент Т.А. Мартиросова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Мельничук1
Доцент К.М. Евсюкова1
1Сибирский государственный университет науки и технологий им. М.Ф. Решетнева, Красноярск

Цель исследования – на основе теоретического анализа выявить сущность понятия «умственная отсталость», определить степени умственной отсталости, разработать адаптивную методику физического развития детей с умственной отсталостью. В экспериментальной работе определить эффективность разработанной методики.
Методика и организация исследования: разработать и экспериментально доказать эффективность адаптивной методики физического развития детей с умственной отсталостью.
Методика и организация исследования. В ходе научной работы разработана и предложена адаптивная методика физического развития детей с умственной отсталостью, Разработанная методика как алгоритм нацеленных действий включала корректировку и развитие двигательных способностей обучающихся посредством физических упражнений в сочетании с естественной дыхательной гимнастикой, а также приемы, методы, нацеленные на достижения поставленного результата с учетом особенностей развития детей с умственной отсталостью.
Методика была апробирована в коррекционной школе г. Красноярска. Возраст участников экспериментальной и контрольной групп – 10-11 лет. В учебные занятия экспериментальной группы были включены комплексы специальных упражнений, направленных на развитие физических способностей.
Результаты исследования и выводы. Разработанная методика способствует физическому развитию детей с умственной отсталостью. На протяжении всего исследования наблюдалась положительная динамика показателей физического развития обучающихся 4-5-х классов экспериментальной группы.

Ключевые слова: умственная отсталость, адаптивная методика, физическое развитие, нарушение интеллекта, физическая культура.

Литература

  1. Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей / А.А. Дмитриев. – М.: Советский спорт, 1991. – 32 с.
  2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании / А.А. Дмитриев. – М.: Академия, 2002. – 176 с.
  3. Долгачева А.В. Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития / А.В. Долгачева // Физическая культура. – 2007. – № 2. – С. 78-79.
  4. Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб.: «Адис», 1994. – 304 с.