Образ тренера и психологическое благополучие студентов-спортсменов

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьёв1
Доктор педагогических наук, доцент А.Г. Грецов1, 2
Доктор психологических наук, профессор Е.Б. Лактионова2
Кандидат психологических наук, доцент Ю.С. Пежемская2
Кандидат психологических наук, доцент Н.Л. Сомова2
1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург
2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – выявление характеристик образа тренера в представлениях студентов-спортсменов в контексте различных аспектов психологического благополучия спортсмена.
Методика и организация исследования. В пилотажном исследовании приняло участие 64 человека: студенты-спортсмены (39 мужчин и 25 женщин) г. Санкт-Петербурга, обучающиеся в РГПУ им. А.И. Герцена, НГУ им. П.Ф. Лесгафта, ЛГУ им. А.С. Пушкина, средний возраст которых составил 22 года. Выборка не являлась узкоспециализированной по видам спорта, в ней в равной мере были представлены респонденты различной спортивной направленности.
Для изучения характеристик образа тренера использовалась шкала «Тренер-спортсмен» (Ю. Ханин, А. Стамбулов), которая позволяет спортсмену осуществить социально-перцептивную оценку личностно-деятельностных особенностей тренера и дает возможность представить обобщенный «портрет» тренера на гностическом, эмоциональном и поведенческом уровне. Дополнительно респондентам-спортсменам была предъявлена матрица (семантический дифференциал) для характеристики образа реального и идеального тренера. Для измерения субъективного благополучия студентов-спортсменов была применена «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Л. Жуковской и Е. Трощихиной).
Результаты исследования и выводы. В первую пятёрку значимых качеств образа тренера как реального, так и идеального вошли такие качества, как: профессиональный, заинтересованный, компетентный, уважающий, уверенный. Эти качества характеризуют определённую личностную «силу» тренера как педагога и могут стать условиями для построения программы саморазвития студента. Для студентов-спортсменов с высоким уровнем психологического благополучия значимыми в образе тренера являются профессионально-компетентностные качества, которые проявляются в его поведении. Выявлено, что наиболее значимую роль для спортсменов с недостаточностью целеполагания играют личностные качества тренера, поскольку структурообразующими компонентами их психологического благополучия являются самопринятие и позитивное отношение.

Ключевые слова: тренер, образ тренера, спортсмен, психологическое благополучие, студент.

Литература

  1. Алдошина Ю.К. Модель исследования особенностей восприятия образа спортивного тренера у студентов / Ю.К. Алдошина // Акмеология. – 2015. – № 3 (55). – С. 185-186.
  2. Воробьев С.А. Психолого-педагогическая профилактика риска отсева юных спортсменов / С.А. Воробьев, А.Г. Грецов, Ю.С. Пежемская, Н.Л. Сомова, А.Р. Линкевич  // Теория и практика физ. культуры. – 2019. – № 6. – С. 35-37.
  3. Жуковская Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф / Л.В. Жуковская, Е. Г. Трошихина // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82-93.
  4. Иванова М.И. Резильентность и психологическое благополучие в воспитании спортсменов. Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сб. науч. ст. Междунар. научно-практ. конф. / М.И. Иванова, Ю.С. Пежемская / Отв. ред. С.В. Кривых, А.Д. Абашина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – С. 370-373.
  5. Лактионова Е.Б. Подходы к проблеме изучения психологического благополучия одарённых учащихся в образовательной среде / Е.Б. Лактионова, А.Г. Грецов, А.В. Орлова // Педагогический ИМИДЖ. – 2019. – № 4 (45). – С. 644-654. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-644-654
  6. Лубышева Л.И. Профессия «Тренер»: знать, понимать, любить… / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – М.: Изд-во: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта». – 2018. – № 5. – 93 с.
  7. Мельник Е.В. Психология тренера: теория и практика: методические рекомендации / Е.В. Мельник, Е.В. Силич, Н.В. Кухтова. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова. – 2014. – 58 с.
  8. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. – М.:  Физкультура и спорт, 1980. – 208 с.