Компетентность современного тренера – запас «профессиональной прочности»

ˑ: 

Многообразие профессиональных обязанностей и широкий диапазон педагогических задач, решаемых тренером, предъявляет повышенные требования к его деятельности и личности. При первом знакомстве с работой тренера в спорте может показаться, что речь идет только о подготовке спортсменов к выступлению в соревнованиях различного ранга. Тем не менее задача тренера – это не только спортивные достижения, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, обладающего спортивной культурой и возможностями саморазвития. Реализация этой задачи требует от тренера особой профессиональной педагогической компетентности.
В современном спорте тренер является ключевой фигурой подготовки высококвалифицированного спортсмена. Известно, что традиционно в обязанности тренера в первую очередь входят умения передать знания и спортивный опыт своему ученику. Однако компетентностный подход к образованию обозначил большой круг новых компетенций, которые позволяют тренеру-профессионалу работать с большей эффективностью с учетом новых реалий современного спорта. К ним следует отнести:
техническую компетентность – умение достичь цель, поставленную перед спортсменом в системе конкретных задач, подобрать современные средства, методы обучения и тренировки, рационально планировать тренировочный процесс и продвигать спорт­смена к наилучшему результату;
межличностную коммуникативную компетентность – коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в групповых формах общения и межличностных отношениях, умение их правильно интерпретировать и трансформировать для достижения общих целей, понимание мотивов поведения спортсменов, их личностного интереса в достижении спортивного результата; 
контекстуальную компетентность – тренер должен понимать, кого он обучает, а также не в меньшей степени владеть самим предметом обучения и тренировки;
адаптивную компетентность – способность предвидеть, прогнозировать, совершенствовать тренерский опыт, приспосабливаться к изменяющимся условиям спортивной практики;
концептуальную компетентность – владение современными теориями и принципами тренировки, на которых основана тренерская практика;
интегративную компетентность – тренер должен мыслить в логике профессиональной деятельности, решать возникающие вопросы с использованием имеющихся знаний и навыков, формируя профессиональный «сплав» всех компетенций.
Наряду с освоением компетенций современный тренер должен иметь стремление к совершенствованию основ своей профессии, мотивацию к непрерывному обучению, творчеству, исследовательской работе.
Когда специалист чувствует себя на своем месте, он обладает внутренними ресурсами для достижения профессиональных целей. Он готов гибко, творчески воспринимать «вызовы» завтрашнего дня. Тренер готов к сотрудничеству с другими коллегами. Всякая профессионализация в современном спорте ведет к специализации – это естественный процесс, поэтому тренер должен быть информирован о рынке тренерских услуг, хорошо понимать тенденции развития новых технологий, осуществлять тесное сотрудничество в работе с менеджерами, спортивными врачами, фармакологами, психологами. В то же время анализ исследований в области спортивной тренировки показал, что несмотря на интерес к обоснованию роли тренера в подготовке спортсмена, многие аспекты его профессиональной деятельности остаются малоизученными. Особо проблемной областью научных интересов спортивной науки является спортивная психология.
В связи с этим в первой статье «Перспективы» авторы из Санкт-Петербурга профессор Е.Б. Лактионова и доценты С.А. Воробьёв, А.Г. Грецов, Ю.С. Пежемская и Н.Л. Сомова обратились к проблеме значимости тренера в обеспечении психологического благополучия студентов-спортсменов. Согласно данным, полученным в исследовании, личностные качества тренера являются наиболее важными для студентов-спортсменов с низким уровнем развития такого компонента психологического благополучия, как постановка жизненных целей. В первую пятёрку значимых качеств тренера вошли такие, как: профессиональный, заинтересованный, компетентный, уважающий, уверенный. Эти качества характеризуют определённую личностную «силу» тренера как педагога и могут быть положены в основу построения программы саморазвития спортсмена. 
Для студентов-спортсменов с высоким уровнем общего показателя психологического благополучия значимыми в личности тренера являются профессионально-компетентностные качества, которые проявляются в его поведении. Для спортсменов с высокими показателями целеполагания и осмысленности жизни вопросы самопринятия, позитивного отношения, а также отношений с тренером уходят на задний план и структурообразующими для психологического благополучия становятся автономность и личностный рост.
Полученные результаты требуют дальнейших исследований по использованию компетентностного подхода в подготовке тренеров, чтобы усилить тренировочный процесс на основе комплексного сопровождения спортсменов и повышения их уровня психологического благополучия.
 Мы приглашаем ученых к публикации статей, которые направлены на поиск нового прорыва в теории и методике спортивной подготовки и физического воспитания.
 
Главный редактор ТиПФК, заслуженный работник физической культуры РФ, д.п.н., профессор Л.И. Лубышева