Эффективность словесной обратной связи при обучении сложным двигательным навыкам

Фотографии: 

Maгистр Maрта Ногал1
Доктор педагогических наук, профессор Томаш Нижниковски1
1Академия физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, факультет физического воспитания и здоровья в Бяла Подляске, Польша

Цель исследования – расширение знаний о влиянии словесной обратной связи, касающейся ошибок при выполнении двигательного навыка в целом, его отдельных фаз и ключевых элементов, на эффективность обучения сложным двигательным навыкам, выполняемым на батуте.
Методика и организация исследования. В работу было включено 45 детей (n = 45) в возрасте от 6 до 8 лет. В качестве методов исследования использовали эксперимент и экспертную оценку. Техника выполнения прыжка согнувшись оценивалась на основании кинематических параметров. Участники исследования были случайным образом разделены на три группы. В первой группе (n=15) испытуемым предоставили словесную обратную связь об ошибках в выполнении двигательного навыка в целом. Участникам второй группы (n=15) была предоставлена ​​словесная обратная связь об ошибках, допущенных при выполнении определенных фаз навыка. Испытуемым третьей группы (n=15) предоставили словесную обратную связь об ошибках в выполнении ключевых элементов.
Результаты исследования и выводы. В процессе овладения прыжком согнувшись отмечалось увеличение средних показателей. Наивысший средний показатель наблюдался в третьей группе (8,46 балла и 8,36 балла соответственно) как во время пост-теста, так и во время теста на удержание (р<0,05). Во время теста переноса отмечалось снижение средних показателей в этой группе (8,18 балла). Эффективность овладения сложными двигательными навыками различна в зависимости от типа словесной обратной связи. Обратная связь об ошибках, допущенных при выполнении ключевых элементов двигательного навыка, обеспечивает наиболее продолжительные эффекты, когда речь идет об обучении прыжку согнувшись.

Ключевые слова: тренировка, словесная обратная связь, прыжки на батуте.

References

  1. Figueiredo L.S., Ugrinowitsch H., Freire A.B., Shea J.B., Benda R.N. External control of knowledge of results: learner involvement enhances motor skill transfer. Perceptual and Motor Skills, 2018: 125 (2), 400-416
  2. Gaverdovskiy Yu.K. Teoriya i metodika sportivnoy gimnastiki [Theory and methods of gymnastics], Textbook in 2 volumes, Volume 2, Moscow: Sovetskiy sportpubl., 2014, pp. 305-323.
  3. Kirazci S. Effects of verbal and visual feedback on anticipation timing. Social Behavior and Personality: an international journal, 2013: 41 (7), 1133-1140
  4. Martínez J.C., Gómez-López P.J., Femia P., Mayorga-Vega D., Viciana J. Effect of augmented verbal and visual feedback on efficiency in skiing teaching. Kinesiology, 2016: 48 (1): 49-57
  5. Niźnikowski T., Маstalerz A., Boloban V., Biegajło M., Nogal M. Sports technique key elements in phase structure of connecting moves of acrobatic exercises performed on a beam. Teoria i Praktika Fiziczeskoj Kultury, 2019; 4: 20-24
  6. Niźnikowski T., Nogal M., Biegajło M., Wiśniowski W., Niźnikowska E. The effectiveness of various verbal information in learning backward roll. Baltic Journal of Health and Physical Activity, 2016; 8(4): 92-99
  7. Sadowski J., Mastalerz A., Niźnikowski T. Benefits of bandwidth feedback in learning a complex gymnastic skill. Journal of Human Kinetics, 2013; 37: 183-193
  8. Tzetzis G., Votsis E. Three feedback methods in acquisition and retention of badminton skills. Perceptual Motor Skills, 2006; 102: 275-284
  9. Wulf G., Shea C.H., Lewthwaite R. Motor skill learning and performance: a review of influential factors. Medical Education, 2010; 44: 75-84
  10. Zatoń K., Cześniewicz I., Szczepan S. Effects of verbal feedback on movement efficiency during swimming ergometry. Polish Journal of Sport and Tourism, 2018; 25: 5-9